В чине мессы в нескольких местах упоминаются различные библейские имена. Среди них особо выделим два: Авеля и Исаака. Они оба, каждый по-разному, стали своей жертвой явлениями пророческими, в которых оказалась предвозвещена жертва Христа.
Авель стал символом невинной жертвы, павшей от братской преступной руки. Его брат Каин не смог в силу зависти принять тот факт, что жертва Авеля была более угодна [Богу], — а таковой она оказалась потому, что Авель был готов принести в жертву лучшее из того, что имел, тогда как Каин не был на это способен. В этом событии нетрудно узнать Христа, отдающего себя, — лучший дар, который мог даровать нам Отец. Возникает зависть, убивающая Иисуса, Сына Божиего, однако Отец принимает Его жертву и спасает мир.
Книга Бытия (4:1-8) говорит:
«Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа. И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец. Спустя несколько времени Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лицо его. И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лицо твое? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним. И сказал Каин Авелю, брату своему: [пойдем в поле]. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его» (Книга Бытие 4:1-8).
Исаак – сын Авраамов, а Авраам – праотец веры, в испытании оставшийся верным Богу. В определенный момент от него потребовалось принести в жертву своего сына Исаака, в котором ему было обещано потомство. Он берет сына – и идет до конца. И в момент, когда казалось, что уже все потеряно, послушание Авраама было вознаграждено: вместо сына ему был дан для жертвы дар обыкновенный.
Здесь также нетрудно, но важно узнавать смысл жертвы Христовой и обстоятельства, в которых проявляется любовь Отца по отношению к нам, и послушание Иисуса по отношению к Отцу вплоть до отдания собственной жизни.
Книга Бытия (22:1-14) говорит:
«И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я. Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе. Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и, встав, пошел на место, о котором сказал ему Бог. На третий день Авраам возвел очи свои и увидел то место издалека.
И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам. И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе. И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения? Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. И шли далее оба вместе. И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров. И простер Авраам руку свою, и взял нож, чтобы заколоть сына своего. Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я. Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня. И возвел Авраам очи свои, и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо сына своего. И нарек Авраам имя месту тому: Иегова‐ире. Посему и ныне говорится: на горе Иеговы усмотрится» (Книга Бытие 22:1-14).