Мне часто не давал покоя вопрос: какой из грехов самый серьезный? Спрашивал я и окружающих. Искал в Священном Писании. И в разное время находил разные ответы. Сейчас, мне кажется, я нашел верный ответ. Так, все действия тьмы – только следствие, причина же, приводящая к нему, всегда опаснее. Следствие нельзя устранить, если не устранить причину. Вот что я имею в виду: все возможные грехи – только результат недостатка или отсутствия любви, и все возможные проблемы, с какими мы имеем дело – это недостаток любви. Когда ее нет, все двери настежь открыты любому злу и любым грехам.
Все войны, конфликты в семьях и внутри людей, вся нужда, несправедливость, убийства, аборты – все это результат недостатка или отсутствия любви к жизни и к Тому, Кто ее дает, Животворцу, Создателю всего. Это означает, что НЕДОСТАТОК ИЛИ ОТСУТСТВИЕ ЛЮБВИ И ЕСТЬ САМЫЙ СЕРЬЕЗНЫЙ ИЗ ГРЕХОВ.
Даже ненависть не так опасна, как отсутствие любви. Бывает, ненависть заглушает, подавляет любовь, но, если любовь есть, она способна все очистить и исцелить. Если же любовь совсем не развилась, не возросла, надежды на изменения нет, а двери разного рода злу открываются все шире.
Если попытаться найти сравнение, можно сказать так: опаснее не иметь света и не дать развиться тому, что его излучает, чем в какой-то момент оказаться во тьме и потому сбиться с пути. Бог вдохнул в человеческое сердце не только дар любви в зачаточном виде, но и глубокую потребность быть любимым и принятым другими. Никому никогда не безразлично, любят ли его или нет. В Крещении нам дается Божественное семя любви, веры и надежды. Бог очистил почву, чтобы это семя могло расти и развиваться. Но только если мы действуем так, чтобы оно развивалось в нас, можно возрастать в образ и подобие Отца. Если мы не действуем в этом направлении, любовь, вера и надежда остаются только семенем, талант – зачаточным, нераскрытым, пусть не утраченным, но и не употребленным в дело. И когда это происходит со способностью любить, совершается первый фундаментальный грех, который становится основой всех прочих грехов, всего неблагополучия и разлада.
Если мы не прилагаем каждый день усилий, чтобы расти в способности любить, духовная смерть уже наступила, и с ней приходит все прочее зло. Ничто не важно для человека так, как иметь живую заинтересованность к возрастанию в любви. Тогда он делает все, чтобы дар любви к себе, к другим, к ближнему и ко всему творению созревал; тогда он встает на свои ноги и освобождается от всех условий и ограничений, которые может налагать этот мир. До тех пор, пока любовь зависит от любви других, она НЕЗРЕЛА. Пока мы думаем, отплатить ли кому-то той же мерой или другой, и как не любить кого-то, когда не любят нас, любовь в нас УСЛОВНА и не отличается от любви язычников, которые также умеют любить тех, кто любит их и давать взаймы тем, от кого надеются получить взамен.
Иметь живую заинтересованность в любви и стараться, чтобы любовь становилась прочной и устойчивой, значит приобретать способность к самым лучшим делам и к подлинной и плодотворной борьбе с хаосом и разрушительными влияниями и, в конечном счете, со грехом.
Представим сейчас, что могло бы быть, если на минуту прекратились бы все войны, все голодные были бы накормлены, всех больных достойно, по-человечески приняли и лечили, все отвергнутые нашли кого-то, кто их принял, ко всем преследуемым отнеслись с уважением к их свободе, все скорбящие утешились, все травмированные исцелились… Такое по силам совершить только любви. Если сейчас мы не уверены и не решаемся мечтать об этом, это лишь признак того, что мы даже не представляем, на что способна любовь – та любовь, которая, как учит св. Павел, привита в наши сердца: «Любовь Божия излилась в сердца наши!» (Рим 5:5). Когда нет любви, любые страдания, внутренние и внешние, будут чрезмерны для человека и разрушат его. Поэтому грех – самая серьезная из опасностей: какого бы рода он ни был, его зачаток всегда подавляет в сердце любовь.