По новейшему Катехизису Католической Церкви легко определить, каково реальное положение поста сегодня. Уже во введении в основные библейские и богословско-моральные темы видно – судя по тому, сколько внимания им уделено, — что пост утратил свое место, значение и в особенности практическое применение. Так, если теме молитвы – по праву — посвящено около семидесяти страниц, то пост в катехизисе упоминается только вскользь, и всего в девяти случаях.
В первый раз пост упоминается в статье 575 – и то лишь в скобках в числе прочих форм благочестия — «милостыни, поста и молитвы».
В статье 1387 пост упоминается как способ подготовки к принятию святого причастия, в соответствии с правилами местных церквей. При этом не сказано ничего конкретного, в чем заключается эта подготовка, как долго она продолжается и каков ее подлинный смысл.
В статье 1430 говорится, что «призыв Иисуса к обращению и покаянию направлен в первую очередь не на внешнее поведение — «вретище и пепел», посты или умерщвление плоти, а на обращение сердца, на внутреннее покаяние, а далее отмечается, что внешнее покаяние бесплодно и лживо без внутреннего обращения сердца.
Однако явная взаимосвязь внешней практики и внутреннего состояния сердца обнаруживается уже у пророков, о чем совершенно забывают. Это несправедливо по отношению к пророческой вести, а слова Иисуса оказываются в таком контексте, что пост по своей сути становится не нужен. Таким образом, подобный взгляд на пост кажется опасно поверхностным. Обращение сердца – это плод молитвы и поста, так же, как и критерий их доброкачественности. Они всегда глубоко связаны, подобно тому, как учебный процесс связан с оценкой. Здесь же складывается впечатление, что оценка важнее учебного процесса. Она действительно важна, так как без нее учеба не имела бы смысла, однако чтобы заслужить оценку, необходимо заниматься.
В статья 1434 отмечается, что внутреннее покаяние принимает «различные формы» — пост, молитву и милостыню, в которых «выражается обращение по отношению к самому себе, к Богу и к другим людям». Пост, молитва и милостыня – это средства, посредством которых приобретаются прощение грехов, примирение со своими близкими и деятельная любовь к другим.
В этой статье также создается впечатления поверхностности, потому что если мы вспомним, как постился Иисус, то это не происходило ни по одной из приведенных причин. Пост имеет свой глубинный смысл и не теряет его никогда, в каком бы состоянии человек ни находился. Поститься должны и богатые, и бедные, и святые, и грешные, так как пост и молитва – это основополагающие условия, а также выражение отношений с Богом, с самим собой и с другими людьми.
Первые семинары поста, молитвы, тишины для групп из Словакии в Меджугорье под руководством отца Славко. Фото: паломники из Словакии.
В статье 1438 указывается время покаяния: Великий пост и пятница. В эти периоды проводится больше духовных упражнений, покаянных богослужений и паломничеств. Пост представлен как добровольное воздержание в пользу ближнего.
Здесь следует сказать, что если Катехизис ставит своей задачей представить Благую Весть – традицию и практику Церкви – в целостности, то этого недостаточно, однако если он лишь обобщает основные факты о современной практике, тогда сказанного достаточно. В нынешней церковной практике пост практически не существует.
В статье 1755 пост опять упоминается в скобках как пример действия, которое не имеет ценности, если совершается из поверхностного намерения, то есть, если постятся, чтобы это заметили другие люди.
Из этого контекста, из того, как говорится о посте, можно также прийти к выводу, что опаснее поститься перед окружающими напоказ, чем перед теми же людьми неумеренно есть и пить!
В статье 1969 отмечается, что новый закон «означает совершение в жизни религиозных действий: «милостыни, молитвы и поста», направляя их к Богу, который видит намерения сердца.
Из опыта возникает вопрос: насколько вообще могут быть правильными намерения сердца, если человек постится и не молится? Так же, как нельзя преувеличивать опасность поста как внешнего действия, так же несправедливо акцентировать намерение, которое побуждает пост и ради которого пост соблюдается. Их следует рассматривать всегда как средство и цель. Нельзя понять цель без средств, но и средства не имеют смысла без цели.
В статье 2043 упоминается только, что с помощью поста готовятся к литургическим праздникам, приобретают свободу сердца и овладевают природными инстинктами.
Посредством поста и молитвы действительно обретается свобода сердца, с помощью которой человек успешнее борется против любого зла в себе и вокруг себя. Именно по этой причине пост важен.
В статье 2742 приводится цитата из труда Capita practica ad Anatolium Евагрия Понтийского, касающаяся требования непрестанной молитвы: «Нам не заповедано постоянно трудиться, бодрствовать и поститься, но закон для нас – непрестанная молитва».
Однако практика подтверждает ту истину, что когда человек постится, он лучше молится, а когда молится, то легче и лучше постится.
Поэтому, возможно, и здесь следует сказать: что Бог сочетал, то человек да не разлучает!
Из книги: Славко Барбарич OFM, «Поститесь сердцем», Глава 5.