Библия воспитывает [нас] для Евхаристии (о. Славко Барбарич, OFM)

Библия, или Священное писание, — это слово Божие, обращенное к человеку в разные эпохи и посредством разных людей, но всегда с одним и тем посылом: Бог любит человека и предлагает ему спасение.

[Вначале] Он обращается напрямую к отдельным людям, например, к пророкам, а затем уже они говорят от Его имени. Конкретные люди, их жизнь и судьба – это также, в своем роде, Божие слово и послание человеку. Бог говорил и в образах, и в назидательных притчах, и апостол Павел так обобщает все это простыми словами:

«Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках…» (Послание к Евреям 1:1)

В том же духе и проповедь о хлебе жизни, в словах и образах, была произнесена как пророческое возвещение евхаристии. То, что Иисус говорил и делал в подтверждение своей евхаристической любви, в евхаристии находит исполнение как важнейшее из Божиих обетований: Бог не оставит свой народ.

А подготовкой к святой мессе и участию в евхаристии пусть послужит эта глава, в которой приведены с краткими комментариями основные тексты, относящиеся к тому таинству, где Бог действует особым образом.

1.ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

  1. a) Жертва непорочного агнца

В период египетского рабства израильтяне были угнетены и сильно страдали. Однако они не забывали в те тяжелые дни о Боге своих отцов, который решил вывести их из Египта. Перед самым исходом произошло нечто, что было воспринято израильтянами как особый знак того, что они не оставлены Богом. Впоследствии это было истолковано как событие пророческое, относящееся к Иисусу Христу и искуплению, и, особенно, евхаристии: речь о непорочном жертвенном агнце, чья кровь спасла израильтян. Поэтому агнец так часто упоминается в святой мессе.

Для понимание литургической жертвы, ее глубины, масштаба и значения важно всегда держать в уме этот образ и связанное с ним событие. Это была именно пасха — прохождение Господа мимо, и именно с этим связывает Иисус установление евхаристии в Великий четверг. Господь пожелал, чтобы израильтяне помнили о своем исходе и оставались благодарны за него — так они и поступали. Так же поступил и Иисус.

А вот и библейское повествование:

И сказал Господь Моисею и Аарону в земле Египетской, говоря: месяц сей да будет у вас началом месяцев, первым да будет он у вас между месяцами года. Скажите всему обществу сынов Израилевых: в десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство; а если семейство так мало, что не съест агнца, то пусть возьмет с соседом своим, ближайшим к дому своему, по числу душ: по той мере, сколько каждый съест, расчислитесь на агнца. Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз, и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером, и пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его; пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят его; не ешьте от него недопеченного или сваренного в воде, но ешьте испеченное на огне, голову с ногами и внутренностями; не оставляйте от него до утра, но оставшееся от него до утра сожгите на огне. Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это — Пасха Господня. А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь. И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую. (Книга Исход 12:1-13)

Read Previous

Рождество в Меджугорье

Read Next

Призыв света, который меняет нас (Тереза Гажиова)