Тема прощения грехов всегда вызывала в обществе большие дискуссии и приводила людей в замешательство. А в Евангелии от Марка, в отрывке об исцелении расслабленного из Капернаума (Мк 2: 1-12) дебаты на эту тему открывает Сам Иисус.
Мы знаем, что Иисус сказал расслабленному: «Чадо! прощаются тебе грехи твои» (Мк 2:5). Присутствующих книжников это возмутило, многих смутили слова Иисуса, и они обвинили Его в богохульстве. В еврейской традиции прощение грехов было привилегией Бога! Тем самым они осознавали пропасть, отделявшую человека от Бога. Сам же человек не способен преодолеть ее, только Бог по Своей инициативе может простить грехи. Книжники не дерзали приписать Иисусу такое могущество, как прощение грехов. А это чудесное исцеление вызывает у людей искреннее удивление: «Никогда ничего такого мы не видали» (Мк 2:12). «Народ познаёт, что между Иисусом и Богом существует уникальное единение. В делах Иисуса мы видим два аспекта – исцеление и прощение грехов – очень близко связанные между собою. Они свидетельствуют о Его способности примирить людей с Богом посредством исцеления их отношений с Ним».
Но общество верующих и сегодня задаётся множеством вопросов: «Кто может прощать грехи? Имеет ли ещё какое-то место в сегодняшнем мире грех, прощение, милосердие, примирение? Нуждаемся ли мы вообще в Божьем прощении? Для чего нам необходим опыт милосердия?»
Прощение теряет свой смысл, потому что общество выдвигает на первое место индивида, сравнивает его с другими, манипулирует такими понятиями, как эффективность, продуктивность, благоустройство, а такие концепции, как «прощение» и «спасение» становятся непонятными и невыполнимыми.
«Поэтому признание наших грехов звучит как слабость, а призыв к Божьему прощению выглядит как унижающий обряд, который необходимо оставить. Мы больше не верим в Божье милосердие, потому что не осознаём своего греха. У нас нет понятия о грехе потому, что внутри нас живет уверенность в том, что не существует объективного представления о добре и зле. Наше безграничное эго идет вразрез с признанием вины, потому что все свои решения и поступки мы оцениваем лишь по собственным меркам». При этом полностью исчезли основные моральные понятия человеческого существования.
Лишь испытав на себе прощение грехов, мы обретаем уверенность Радостной Вести. И нас касается Божья благодать, которая обновляет, преображает и дает другие милости.
Прощение – это бесценный опыт. Божье прощение невозможно приобрести. Это дар, который мы получаем через Христа.
Прощение – это вкушение света. Божье милосердие – твёрдое решение, которым Бог касается грешника и вовлекает его в дело спасения, которое Христос обрёл для нас на кресте. В прощении мы познаём Божье Сердце и Его волю. Познаём истинное лицо Отца, Который не сдается и борется за каждого из Своих детей.
Прощение – это вкушение истины. Христианин своим неустанным молением Бога о прощении грехов сохраняет своё сознание в истине: я – грешник. Самая большая опасность, угрожающая человеку – это неосознание важности своего состояния. Зло захватывает нас в свои сети, потому что мы неспособны осознать все источники и последствия греха. Зло предупреждает о своём приходе, но скрывается в самых обычных ситуациях и повседневных вещах. Невозможно вечно пребывать в иллюзии, будто мы понимаем, откуда исходит грех и способны превозмочь его собственным разумом и волей.
Божье милосердие струится с креста Господня. Крест показывает нам драму нашего грешного состояния; глядя на крест, мы видим, на что способны. Своим образом жизни мы порой можем убить Самого Бога. «Поэтому крест становится постоянным свидетельством нашей полнейшей слепоты и беспомощности перед лицом зла и греха. Без Креста и его света мы были бы полностью потеряны».
Прощение грехов – это опыт обновления. «Примирение с Богом преображает согрешившего христианина, обновляет его силы и снова приводит к исполнению его послания в Церкви и в мире».
Прощение грехов – это опыт всего общества. Прощение не происходит лишь в глубине сердца самого человека, но является «принятием через Церковь и в Её лоне».
В заключение скажем, что прощение – это опыт удивления. Не будем бояться познавать и признавать свои грехи. Ведь в таинстве примирения мы получаем уверенность в спасении, которое проводит нас через минное поле. Осознание этого дара способно удивить нас.
«Доверяйте силе креста Господня! Примите его благодать примирения и делитесь ей с ближними!» (Папа Франциск)
По материалам: «Исповедь: Таинство милосердия»