«Поэтому и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на Начальника и Совершителя веры — Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божьего. Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими. Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха, и забыли утешение, которое предлагается вам как сынам: «Сын мой! Не пренебрегай наказанием Господним и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает». Евр 12, 1-5
В конце исповеди священник налагает на нас епитимию – какое-либо действие, или какую-либо молитву. Один, довольно взрослый человек, уверовавший в Бога благодаря событиям в Меджугорье, готовился к принятию Таинств. Во время подготовительной беседы перед Исповедью, он был удивлен словами священника, что епитимией для него будет определенная молитва.
«Епитимия?, — серьезно спросил мужчина — разве Вы мне не объясняли, что дар молитвы и призыв к молитве – это радость? А самая большая радость в том, что мы можем сказать – прости, и получить прощение? Поэтому я с радостью помолюсь. Это для меня не епитимия».
Другой человек, в конце исповеди, на которую долго не мог решиться, несмотря на свое желание исповедоваться, вежливо спросил: «Прошу вас, отец, скажите, что мне сделать в наказание?» Священник ответил: «В наказание – ничего, но как знак доброй воли и обещания больше не разрушать и не уничтожать себя, помолитесь…»
То, что называется епитимией, не должно восприниматься как наказание или лишение права на что-либо, или ограничение в чём-либо.
Епитимия – это благодатная часть исповеди, когда я могу осуществить свою радость каким-то определённым действием и выразить свою готовность принять приглашение Того, Кто вновь призвал меня к Своей трапезе. Обращение является радостным освобождением от тяжести греха и ран, а епитимия – знаком этого акта. Она является знаком того, что Господь даёт нам время и возможность совершенствовать свою жизнь, становиться более зрелыми людьми. По сути, она является продлением лечения. Да, она зачастую причиняет боль. Но всегда лучше быть в процессе лечения, чем потерять всякую надежду на выздоровление. Правильно понимать епитимию – значит быть готовым к постоянной борьбе против того, что ведёт нас ко греху, которым мы раним и себя, и ближнего, и Бога.
Например, какую епитимию следовало бы наложить на человека, злоупотребляющего алкоголем и уничтожающего этим мир в себе, в своей семье и в обществе, в котором он живёт? В каждодневной молитве обретать силы для борьбы с этим искушением. И так до тех пор, пока оно не отступит. Епитимией того, кто сквернословит или постоянно раздражается на ближнего, могла бы стать ежедневная работа над собой, пока он не изменит своего поведения. Если нет истинного понимания епитимии, может случиться то, чего ни в коем случае нельзя допускать — грех, сердечные раны, нанесенные грехом и их исцеление, будут восприниматься легкомысленно. Вот почему порой после исповеди у нас возникает ощущение, что ничего не изменилось.
С благодатью, которая нам даётся, нужно сотрудничать, иначе все напрасно – всё равно что сажать семя на невспаханное или каменистое поле.
Епитимия – это внутреннее состояние: хранить благодать исцеления и трудиться над ним. Осознавать, что за этот дар стоит бороться, обретая силы любить, прощать и быть милосердным. И ради этого исцеления мы с готовностью примем любое лекарство. Даже если нужно будет принимать его пожизненно.