Благодарность – это внутреннее состояние человека, который глубоко и осознанно переживает, что он есть Божие творение, что он – не хозяин своей жизни, что его жизнь и все, чем он располагает, на самом деле ему даровано. В подобном состоянии у человека рождается и иное отношение к дарителю – ответственность перед Ним, Который все ему дал и доверил. Тот, кто сознает, что все имеющееся у него — дар, сумеет этим даром послужить другим людям и будет готов ответить за полученный дар.
С состоянием благодарности связаны также и радость служения и радость от того, что и другие имеют дары и также могут служить. Все дары, полученные человеком, доверены ему, однако всегда — ради других. Поэтому без служения наши личные дарования не имеют никакого смысла — как тот закопанный талант, который слуга из-за страха сберег и вернул своему господину. Он не потерял, не замарал, не испортил свой дар – а вернул то, что и получил, и именно в этом была его ошибка (см Мт 24, 14-30).
С благодарностью также связано смирение. Без него нельзя говорить о состоянии благодарности. Немецкое выражение, обозначающее смирение – Demut — означает мужество служить, а латинское слово humilitas, происходящее от слова humus — лучшая земля, указывает на соработничество человека с Богом, когда человек приготавливает свое сердце так, чтобы полученные им дары могли возрастать и быть использованы на служение ближнему. Гордыня же и эгоцентричность – это смертельные духовные вирусы, которые заставляют человека воспринимать себя независимым хозяином того, чем он располагает, и не служить ближнему, но желать, чтобы другие служили ему. Такое отношение — полная неблагодарность.
Благодарность – это внутреннее состояние человека, который глубоко и осознанно переживает, что он есть Божие творение…
Когда человек постится и молится, его сердце освобождается от всякой порабощенности себе и своим дарам, однако также и от любой порабощенности другим людям и этому миру. С помощью поста и молитвы человек становится свободным от самого себя, обретает внутреннее пространство свободы и в нем может ясно видеть истину о себе и жить ею. В этой свободе человек распознает все, что совершает для него Бог, и не забывает об этом, а также распознает все то, что для него делают другие люди – как значительные, так и малые дела. «Пост помогает человеку вновь ощутить себя тем, кто получил нечто в дар. Жертвуя основным, человек образует в молитве пространство и время для Бога».
Поэтому благодарный человек — это человек мирный, в сердце которого радость и надежда. Он никогда не окажется разочарованным, потому что не будет ничего ждать от других, а напротив, сам будет все для них делать. Если же в сердце состояние неблагодарности, то не может быть ни мира, ни радости, так как эгоцентричному и гордому человеку никто не может услужить достаточно — ни Бог, ни люди: он будет всегда ждать от других большего и, не получив, испытывать разочарование, из которого рождаются насилие, раздражение и все прочее зло.
Благодарный человек — это человек мирный, в сердце которого радость и надежда…
Любой возникающий грех — это плод именно неблагодарности, в частности, эгоцентризма и гордыни. Когда человек не видит того, что делает для него Бог и не ценит, что значат для него другие люди, он поворачивается к себе и этому миру. Неблагодарный человек забывчив, а это значит, что все хорошее он может забыть лишь из-за одной неприятной для него ситуации.
Если взглянуть на первый грех Адама и Евы, мы легко узнаем здесь такие свойства, как забывчивость и неблагодарность. Бог создал человеку условия для счастливой жизни. Кроме того, человеку был дан и один запрет – не забывать того, что он – творение, что существует Господин. Искуситель же отвел взгляд Евы от всего, что она имела, чем располагала, чего имела право касаться и чем наслаждаться, и открыл глаза на то, чего у нее не было и на что она не имела права. Разговор искусителя с Евой – классический пример того, как совершается грех. Первая реакция Евы была правильной: «Господь сказал этого не касаться». На это искуситель отвечает вопросом, который заложен в любом грехе: «Кто этот Бог, чтобы запрещать?» Забыв обо всем, что она имеет, Ева потянулась рукой к тому, чего не имела, — и совершила грех. Если бы Ева каким-то чудом сказала: «Вначале коснусь всего, что мне дозволено, а потом сделаю и то, что запрещено», — искуситель никогда не дождался бы момента преступления — столько было всего дозволенного! (См. Быт 3, 1-7).
Когда человек становится слеп к тому, что для него делают другие — к примеру, супруга, супруг, родители, дети, а видит лишь несделанное, он оказывается в состоянии беспамятства и ослепления и открывается греху. Если бы мы не забывали того, что для нас сделали родители, то не было бы никогда конфликтов между детьми и родителями! Если бы муж не забывал, что для него делает супруга, и наоборот, не было бы никогда разводов! А если бы мы умели признавать и благодарить друг друга за сделанное, то между нами были бы мир и радость.
Золотое правило любого воспитания – это именно благодарность: видеть и признавать перед другими хорошее…
Представим ситуацию в семье: если члены семьи, возвращаясь вечером домой, где мать целый день трудилась, заметят то, что она сделала и поблагодарят, то будет радость; однако если они увидят прежде всего то, что не сделано и начнут ей выговаривать и укорять, возникнет ситуация с оправданиями, нападками и попытками защититься — ссоры, разлад, печаль.
Золотое правило любого воспитания – это именно благодарность: видеть и признавать перед другими хорошее. Как гласит одна немецкая поговорка: «Если бы тот, кто упрекает, прежде благодарил, можно было бы перенести любой укор!».
Здесь легко заметить профессиональную деформацию. Мы относимся друг к другу, как школьный учитель, который прежде всего смотрит на ошибки и подчеркивает их красным карандашом, чтобы они были хорошо заметны. Не думаю, что это неверно, однако было бы лучше подчеркивать хорошее, чтобы ошибки было легче воспринять. Тот, кто реагирует лишь тогда, когда другой ошибается, утрачивает всякий авторитет в глазах того, кого укоряет. А негативные реакции у многих – это проявления разнообразных комплексов, неуверенности и убежденности, что их жизнь ничего не стоит, лишь потому, что другие не признают ценности их труда. Такие состояния могут негативно сказаться на всей жизни.