Не следует забывать, что поститься должны и здоровые, и больные, и молодые, и пожилые, и обеспеченные, и нуждающиеся, и святые, и грешные – хотя плоды для каждого, конечно, разные.
Так, здоровые с помощью поста и молитвы смогут лучше понять тех, кто болен.Больным будет легче переносить свой крест, а также, судя по опыту многих, легче и выздороветь.
Молодые посредством молитвы и поста смогут сохранить свою свободу и не дать себя поработить дурным привычкам, станут легче их распознавать и успешнее с ними бороться. Пожилым с помощью поста и молитвы будет легче сохранить мирное расположение духа и проживать свои дни радостнее, становясь все более великодушными и благодарными за свою жизнь.
Обеспеченные с помощью поста и молитвы поймут свои потребности и то, чем они располагают: так им будут легче делиться с неимущими собратьями. Пост и молитва помогут им не возгордиться в богатстве и предохранят от несправедливости в отношениях. Вместе с тем, пост и молитва помогут им быть благодарными за то, чем они владеют.
Тем, кто находится в нужде, пост и молитва помогут легче переносить крест бедности и не впадать в искушение подумать, будто у них будет все, как только у них окажется больше средств или как только они разбогатеют. Пост убережет их от уныния.
Тому, кто грешит, пост и молитва дадут возможность лучше осознать свою греховность, яснее увидеть собственную ответственность, искренне в ней раскаяться и обрести силы освободиться от зла и греха.
Святые с помощью поста и молитвы будут возрастать в любви, вере, надежде, преданности и доверию Богу.
Пост и молитва могли бы помочь и в сохранении окружающей среды: стало бы меньше отходов, и мы смогли бы преодолеть глобальную мировую опасность, а именно — израсходовать все природные богатства с такой быстротой, как будто мы последнее поколение на свете.
Сейчас, когда пишется эти книга, не прекращаются разговоры о третьем тысячелетии и о том, что оно нам несет. Но было бы лучше задаться вопросом: а какими мы сами войдем в третье тысячелетие? Потому что если мы ворвемся в него с гордыней, алчностью, ненасытностью в пище и питье и в непрестанной погоне за материальными благами, то будем без конца создавать катастрофы, вступать в конфликты друг с другом из-за эгоизма и алчности, и тем самым разрушать и семьи, и церковные общины, и мир вообще.
Вернуться к посту и молитве в их библейском понимании означает создать условия для новой жизни.
ПОСТ НЕ ДОЛЖЕН БОЛЬШЕ ОСТАВАТЬСЯ ЗАБЫТЫМ И НЕПОНЯТЫМ. ОН ДОЛЖЕН ВЕРНУТЬСЯ И ЗАНЯТЬ СВОЕ МЕСТО – РАДИ НАС САМИХ, РАДИ ПРИРОДЫ, РАДИ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ И, В КОНЕЧНОМ СЧЕТЕ, РАДИ НАШИХ ОТНОШЕНИЙ С БОГОМ!
Канадский бенедиктинец Адальберт де Вог в своей книге «Полюбить пост» отдает должное Меджугорью в том, что призывом к посту оно помогло Церкви вернуться к практике поста:
«Религиозный пост не исчез совсем. Последние по времени явления Пресвятой Девы в Меджугорье вернули достоинство древнему уставу поста на хлебе и воде по средам и пятницам. Тем не менее, западному христианству не хватает живого опыта и духовной мотивации к посту». (Vogue, Adalbert de, To Love Fasting, The Monastic Experience. Petersham, MA 01366, 1994, str 38, 105).
Из книги: Славко Барбарич OFM, «Поститесь сердцем», Глава 4.28