Известно и признано, что любое воспитание, в том числе в молитве и дружеских отношениях с Богом, в общем, успешнее всего тогда, когда начинается вовремя и происходит в семье, при участии отца и матери, братьев и сестер, а также всего окружения, в котором растет человек. В Своих наставлениях и посланиях Богородица не могла забыть и обойти это:
„Дорогие дети! Сегодня Я призываю вас к обновлению молитвы в ваших семьях. Дорогие дети, побуждайте самых младших к молитве и к тому, чтобы дети ходили на святую мессу. Спасибо, что отозвались на Мой призыв!“ (7 марта 1985 г.)
Нет ничего благотворнее и обстоятельств более счастливых для естественного роста и развития ребенка, чем когда он рождается и воспитывается в евхаристической любви. Евхаристическая любовь – это та, которая отдает и дарит себя, которая принимает без условий. Это любовь, которая, как солнце, необходима для всякого роста.
Каждый человек в себе несет глубоко посеянное семя любви, веры и надежды. Это семя стремится расти и развиваться. Через это человек оказывается реализованным. Через это он делается образом Божиим, чувствует себя счастливым и становится человеком мира. Семьи, а особенно родители, которые любят друг друга и принимают друг друга в евхаристической дарованной и дарующей себя любви, способны в этой атмосфере воспитать и детей. Тем не менее, опыт говорит нам, что сегодняшний мир полон сосредоточенности на себе, эгоизма, а значит нехватки евхаристической любви, и потому воспитание новых поколений осложнено. Особенно в связи с тем, что эгоизм внешне привлекательнее. Он больше обещает и меньше обязывает. И когда это подлинное семя не получает развития, оказывается задавленным, когда Божий образ, отпечатанный в глубине души, разрушается, человек обнаруживает всю полноту деструктивности и неправды в себе.
Не нужно бояться воспитывать детей в таком духе, в духе евхаристической любви. Добиваться этого можно общей атмосферой благополучия в семье. Ни слабости, ни ошибки, которые случаются между родителями и детьми, не проблема, потому что существует прощение, а оно – отличительная особенность евхаристической любви. И так же, как родители учат детей языку, привычкам, хорошему поведению и ведут, когда те идут к друзьям в гости, так же они могут и должны с малых лет приносить и приводить детей на святую мессу. Дети, даже не понимая, способны воспринимать происходящее и развиваться силой того, что воспринимают. Родителям, как правило, не мешает то, что дети не сразу осознают все отношения в семье, а также другие родственные или дружеские связи, — они все равно водят их с собой. Точно так же, именно по этой причине и с теми же намерениями нужно вместе с детьми ходить и принимать участие в мессе.
Конечно, есть вопрос, как организовать службу мессы, чтобы детям легче было в ней участвовать. Мое убеждение в том, что об этом нужно не столько рассуждать, сколько, чтобы священники и те, кто готовит литургические службы со взрослыми, сами как можно глубже их переживали. Там, где интересно и полезно взрослым, так же будет и детям. С большей любовью и ответственностью, с лучшей подготовкой священников и лучшим пониманием литургической службы будут всегда находиться лучшие решения. Тот, кто переживает евхаристию по-настоящему, будет всегда видеть новое, лучшее и более подходящее выражение всему, что в ней происходит, сохраняя в то же время верность всем литургическим правилам.
Для примера представим родителей — отца и мать, которые глубоко и благоговейно, смиренно и преданно поклоняются присутствующему Христу. Их пример будет глубоко врастать в душу ребенка и в процессе взросления помогать ему находить свой центр, свою глубину, из которой нужно будет строить жизнь и создавать непосредственный контакт с Богом и ближними. Что значит для маленького ребенка, когда он видит, что люди, протягивая руки, предлагают друг другу знак мира? Или когда отец и мать благоговейно приступают к святому причастию? Или когда идут на исповедь? Все это глубоко воздействует и формирует душу ребенка, и тогда он остается открытым и готовым к постоянному соработничеству с Богом.