Вступительные мысли
Быть на святой мессе, участвовать в евхаристической жертве означает быть в лучшей школе жизни. Здесь учатся, как жить — и как умирать, для чего следует жить — и как нужно умирать. Здесь учатся такой дружбе и любви, которые дают человеку силу любить, а не смотреть за реакцией людей; прощать, когда не прощают другие; быть милосердным в этом немилосердном мире; с любовью отдавать себя друзьям и врагам.
Участвуя в литургической жертве, человек как индивидуум воскресает к новой жизни, становится хлебом жизни, светом и путем в этом мире, полном смертноносной пищи, тьмы и беспутья. Участвуя в литургической жертве, человек исцеляется, чтобы приносить здоровье, освящается, чтобы призывать к освящению. Он получает задачу идти и нести с собой мир. Поэтому и говорится: «Иди в мире!» Участвуя в мессе, человек истерзанный злом и грехом, опутанный узами смерти, поднимается к новой жизни в радости, в общении с Богом и людьми. Он приходит изможденным, а возвращается посвежевшим. Приходит, какой есть, а возвращается, каким способен быть, — и обретает силы таким и остаться. Участвуя в мессе, человек как индивидуум делается человеком евхаристическим, благодарным и готовым в простоте любви и самоотдачи соработничать с Богом и людьми в создании нового мира.
Поэтому святая месса, евхаристическая жертва – средоточие христианской жизни, христианского возрастания и подготовки к жизненным задачам. Без участия в мессе нет ни христианина, ни плодов христианской веры. Без участия в мессе нет христианской веры. Без мессы христианская жизнь утрачивает жизненную силу, делается сухой веткой, колодцем без чистой питьевой воды, высохшим руслом реки, рядом с которым высыхает все. Как жизнь и дело Иисуса без евхаристической жертвы были бы неполны и лишены подлинного центра, так нельзя себе представить и христианскую жизнь без участия евхаристии. Евхаристическая жертва и присутствие Христа – доказательство Его безмерной любви к нам. Именно в этой жертве Он – Эммануил, Бог с нами и для нас.
Мать Тереза Калькуттская сказала как-то: «Крест – знак того, насколько Иисус нас любил, а Евхаристия – знак, насколько Он нас любит».
Мария, Матерь Христа, — матерь первосвященника, матерь Евхаристии. Она знает, что значит быть с Иисусом подлинно евхаристически. Потому Она и призывает нас жить жизнью евхаристической — так, чтобы месса стала для нас жизнью и жизнь наша стала мессой. Поэтому Она призывает нас к посту, чтобы, живя с хлебом, мы открывали евхаристический, настоящий Божий хлеб, сшедший с небес. Поэтому Она хочет, чтобы мы готовили себя к мессе и месса стала бы средоточием всех наших молитв. Она призывала и призывает к поклонению Святым Дарам — это означает быть с Иисусом, жить с Ним и поклоняться Ему, тем самым изо дня в день все больше вступая в тайну Божиего присутствия в мире.
Эта книжка, как и прочие, сложилась из того опыта, который я как священник имел возможность пережить в Меджугорье. Я, с одной стороны, видел неисчерпаемый духовный подъем, проистекающий из евхаристической вечери, к которой мне «приходилось» готовиться молитвой и размышлениями, с другой же – опасность для многих священников, монашествующих и верующих, которые без должной подготовки к мессе и без благодарности после могут легко совершенно упустить встречу со Христом и превратить святую мессу в обязанность, требующую выполнения, для кого ежедневно, для кого еженедельно.
Из того, что вы далее найдете в этой книжке, дорогой читатель и молящийся, надеюсь, вы сможете ощутить то, чему Мария, живая матерь живой евхаристии, решила научить всех нас, — что мы непрестанно возрастаем в принесенной в жертву любви, питаясь из неиссякаемого источника любви евхаристической. Это та любовь, которая — единственная — способна соделать нас людьми мира. Потому что мир возможен только там, где и когда люди способны без каких-либо условий отдавать свою жизнь в дар за других, как делает это Христос, первосвященник. Евхаристия означает способность принять Божий дар — и по-Божиему же отдавать в дар себя.