Размышляем о тайне Рождества с отцом Славко Барбаричем
Чем Адвент — ожидание Рождества — отличается от других периодов года?
«Период Адвента поворачивает нас к Богу, вступающему в этот мир. В Адвент нам легче отважиться на молитву, исповедь, легче примириться. И тогда Рождество становится днем жизни и мира. Тот, кто не настраивается на Рождество, остается одиноким, а в этом никогда нет ничего хорошего».
Адвент – время задавать самые главные вопросы
«Адвентом, подготовкой к Рождеству начинается новое время. Однако, чтобы суметь начать заново, нужно себя испытать. И единственный значимый для нас вопрос – это возрастаем ли мы в состоянии внутреннего мира, который происходит из любви, прощения и милосердия? Легче ли прощаем обиды и просим ли прощения, делается ли наше внимание к окружающим источником желания помочь им?»
Внешняя и внутренняя подготовка к Рождеству – какая важнее?
«Есть немалый риск, что внешняя подготовка утратит свою внутреннюю основу и не даст импульса к подготовке внутренней. Это было бы очень несправедливо по отношению к Рождеству и Иисусу, Который приходит из любви к нам. Другими словами, есть риск, что в Рождество мы будем радоваться еде и напиткам, красивым рождественским обычаям, но не Тому, из-за Кого все это происходит. Представим, что кто-то готовится приехать и радуется встрече с нами, пригласил много друзей, — а им гораздо важнее то, что на столе, чем встреча с нами. Это бы, конечно, нас глубоко задело».
Отличай существенное от несущественного!
«Есть риск, с каждым днем все больший, что мы ограничимся лишь внешними условиями мира и радости. У многих в это предрождественское время будет столько суеты и приготовлений к Рождеству, что не останется времени для молитвы, для полноценной святой исповеди, для Мессы, а это значит, не останется времени для встречи с Богом. Но если ее не происходит, рождественская радость и рождественский мир не продлятся долго. Закончятся хорошим обедом, напитками или подарками, которые мы готовим друг другу. Уже на следующий день такой мир рассеется, как дым, и это значит, что Рождество прошло без Иисуса, творца мира, покоя. Для человека это страшно, потому что состояние непокоя в нем будет и дальше направлять его на пути непокоя, смятения, и он так и не сможет остановиться».
Только любовь (в нас) узнает Любовь. Только любовью можно ответить на Любовь
«Тот, кто, готовясь к Рождеству, не отважится на любовь к Иисусу и людям вокруг себя, сознательно или неосознанно отказывается от внутреннего приготовления к Рождеству. Для него этот день будет только внешним праздником, а этого совершенно недостаточно, чтобы славить Рождество по-настоящему».
Рождество – духовное событие. Поэтому оно не имеет смысла, если подходить к нему поверхностно, заботиться лишь о материальной обстановке его празднования
«Пусть переживание Рождества и общения с Богом не сводится к краткой и поверхностной встрече, как бывает у нас со многими людьми, о которых мы думаем и с кем поддерживаем отношения только на Рождество. Такое Рождество оставляет пустоту и становится по сути видимостью, и тогда все добрые и оправданные стремления оказываются напрасными».
В чем суть Рождества?
«Само Рождество означает Божие мужество прийти в этот мир как маленькое дитя и стать в этом мире спутником жизни человеку».
«Как тогда, так это происходит и сейчас. Бог доныне предлагает себя в простом, смиренном образе ребенка и желает вместе с человеком преобразить этот мир. Само по себе Рождество не меняет этот мир, но Рождество обозначает новый путь, которым можно пойти – не одному, а с Богом. Изменения начинаются в тот момент, когда мы, — возможно даже не стараясь всего понять– этот путь с Ним принимаем».
«Откроемся — и жизнь придет туда, где смерть, радость — где печаль, любовь – где ненависть, надежда – где отчаяние, свобода – где несвобода, свет – где тьма. И это и есть Рождество, это и есть праздник жизни. Оно и сегодня должно быть для нас возможным, потому что сегодня мы нуждаемся в нем, как никогда».
«Сердце, наполненное Богом, становится точкой опоры, основой для того, чтобы с радостью протянуть руку другим. Смысл Рождества именно в том, чтобы руки, воздетые к Богу, стали руками, с радостью раскрытыми человеку. Только так становится возможным объятье между человеком и Богом, а затем и человека с братом-человеком. В этих объятьях и происходит Рождество».
(Подготовил о. Маринко Шакота для издания Glasnik mira, 12/2012, 12/2013.)
Рисунок: Дина Абеле