Пусть ваша жизнь будет Мессой (о. Славко Барбарич, OFM)

Мы приходим на мессу из своей повседневности, состоящей из постоянной борьбы против греха. В этой борьбе мир, плоть и силы тьмы сталкиваются с миром Божиим и миром Духа, любви и мира. И сердце человека – то поприще, где происходит эта борьба. Оно – маяк, откуда должен сиять свет лучшего мира, свет лучших человеческих отношений, свет справедливости и мира. Сердце человека — то пространство, где встречаются и соединяются справедливость и мир. Но если власть в сердце захватывает грех, то из него исходит тьма и всякое другое зло. Апостол Павел призывает так:

«Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти…» (Гал. 5:16)

А в Послании к Римлянам пишет:

«Итак, да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности. Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью» (Рим 6:12-14)

После каждой мессы мы не только призваны, но и получаем силы жить Духом и бороться с делами и плодами плоти. В этой жизненной борьбе одерживаются победы и терпятся поражения, совершаются грехи и наносятся раны — но также действует любовь и получают исцеление раны. Вот такими мы приходим на мессу, которую Иисус совершает для нас, а возвращаемся с нее обновленными и полными сил. Поэтому мы можем сказать, что с первым шагом за пределы церкви после того, как мы участвовали в литургии Иисуса за нас, начинается наша литургия, наша жертва за других — и произрастает он из жертвы Христовой и ведет к жертве Христовой как своей вершине, источнику и цели. Поэтому и наша жизнь также может быть литургией, Евхаристией за других, которая таким образом совершенствуется, соединяется и делается плодотворной. Таким образом, связанные со Христом в подлинном единстве жизни, мы также становимся живой жертвой во славу Отца. Мы делаемся его присутствием в этом мире и продолжаем дело искупления после того, как сами возродились плодами того же искупления.

Исходя из этого, христианская жизнь, по сути своей, – жизнь евхаристическая, то есть жизнь из любви к другим, которая затем щедро и с радостью отдает себя другим. Здесь Евхаристия становится источником мира. Любой путь мира — это путь Евхаристии. Там, где живет любовь и отдает себя другим, рождается мир, и чем больше безусловной любви, отдающей себя за других, тем легче будет достичь мира с Богом и с людьми.

Грех — это всегда реальность, посредством которой мы убиваем нечто в других: либо мы что-то у них отнимаем, либо не даем им достаточно того, что должны дать. Это открывает путь разного рода конфликтам, разрушениям и войнам. Наша жизнь — это литургия за других, и это евхаристическое измерение нашей жизни можно увидеть в чинопоследовании Святой Мессы.

Милосердное прощение и создание единства

Мы видели, что первый чин в литургической жертве – это исповедание грехов и молитва о том, чтобы Господь помиловал нас. Это — условие начала евхаристической службы. Бог прославляется Своим прощением, принятием Своих заблудших детей, новой встречей со Своими заблудшими сыновьями.

В своей евхаристии за других христианин должен, прежде всего, начать переживать именно это измерение литургической жертвы. Это безоговорочно. Это значит, что, оказываясь в жизненных обстоятельствах, когда мы сделали что-то против кого-то и разрушили возможность единения, мы должны немедленно и без промедления это исправить. Во время мессы это уже произошло в сердце, а подтверждение всего этого в жизни должно последовать как самое естественное следствие самого первого чина Святой Мессы.

Если бы христианин продолжал упорствовать в разногласиях с другими, в спорах и конфликтах, тем самым провоцируя плохие отношения с другими, тем самым он отрицал бы сущностную составляющую своего христианства. Тот, кто не прощает, закрывает дверь себе и не получает прощения, и таким образом исключает себя из сообщества, к которому ведет всякое прощение, потому что первый плод прощения, в частности примирения, — это новое единство с Богом и с людьми. Непримирение порождает все остальное зло в личной жизни человека, семьи, общества, Церкви и даже всего мира. Если бы у людей было больше духа примирения и готовности прощать, то конфликты, войны, разлуки, пьянство, наркотики, самоубийства, смятение и другое зло были бы легко преодолены. И здесь мы можем понять, что согрешить, совершить ошибку, грех — не такая проблема для человечества, как человеческое нежелание прощать и примиряться.

Примириться с собой — значит принять себя, и то же самое относится к примирению с другими и с Богом. Принятие создает новое единство, которое делает жизнь и работу человека счастливее, богаче и осмысленнее, как и человеческое существование в целом. Разделение, происходящее из-за греха, делает человека несчастным, потому что не происходит встречи. Поэтому первая и главная задача каждого, кто приходит на мессу, — прощать и просить прощения, возвещать милосердие Божие, своей жизнью, делами и словами говорить и свидетельствовать о щедром прощении Божием, а также молиться о благодати прощения и примирения. И на мессе, в которой будут участвовать в церкви, отдавать в сердце и молиться всех непримиренных.

Read Previous

Супруги около Богородицы

Read Next

Будьте любовью (Тереза Гажиова)