Несмотря на тот факт, что Иисус установил Евхаристию после торжественной пасхальной вечери и тем самым именно после трапезы впервые преподал Своим ученикам Свое тело в пищу и Свою кровь в питие, с самого начала истории Церкви верующие готовились ко встрече со Христом в Евхаристии соблюдением так называемого евхаристического поста.
В раннецерковной традиции (которая и сегодня сохраняется в церковных общинах на Востоке, более близком своим географическим положением к истокам Церкви), заметно, какой дух преобладал поначалу. Тот же способ подготовки можно увидеть и в практике православной Церкви. Те, кто готовится к причастию на протяжении целой недели, придерживаются особой программы (правил соблюдения) поста. Чем ближе день причастия, тем строже делается эта программа. Однако причащаются они, надо сказать, слишком редко.
Не стоит забывать, что ежедневное причастие допускалось не всегда. Долгое время согласно церковным установлениям было необходимо исповедоваться раз в год и причащаться на Пасху. Когда ввели возможность частого святого причащения, правило гласило, что с полуночи до момента причастия нельзя употреблять даже воду. Позднее разрешили прием лекарств. Далее реформа богослужения, начавшаяся во время Папы Пия XII, допустила совершение святой Мессы после полудня, а евхаристический пост из практических соображений сократили до трех часов. После Второго Ватиканского собора евхаристический пост свели к одному часу перед причастием, и тем самым подготовка к Евхаристии с помощью поста практически сошла на нет.
Проблема, конечно, не в том, что сократился сам евхаристический пост, а в том, что не стало должной подготовки ко встрече со Христом в Евхаристии. Мы рискуем утратить глубокое благоговение перед Христом, присутствующим в Евхаристии, а затем и правильное различение обычного хлеба и евхаристического. Св. апостол Павел, говоря о евхаристическом служении общины в Коринфе, среди прочего пишет:
«Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем»
(1 Кор 11:28,29).
Я убежден, что именно евхаристический пост был той дверью, которой с глубоким благоговением входили в тайну Христова присутствия и различали обычный хлеб от Тела Христова. Насколько важным было для детей-первопричастников это ожидание встречи со Христом, к которой готовились строгим постом от полуночи до момента причастия! С помощью этого поста душа верующего входила в таинственное и удивительное присутствие Христово, и легче избегала опасности поверхностной встречи со Христом в Евхаристии. Когда же верующий начинает подходить ко Христу в Евхаристии, не подготовившись к этой встрече с Ним, утрачиваются достойные отношения между Христом, пребывающим со Своим народом в хлебе, и человеком, который причащается.
Тот факт, что Богородица призвала нас к двухдневному посту – по средам и пятницам — это своего рода послание о подготовке ко встрече с евхаристическим Христом. Четверг всегда был днем Евхаристии и священства. Поэтому с евхаристической точки зрения пост в среду — это подготовка к четвергу, дню Евхаристии, а пятница — благодарность за Евхаристию и обретение возможности оставаться с евхаристическим Христом всю жизнь.
Готовясь достойно ко встрече с евхаристическим Христом на евхаристической трапезе, человек готовит себя к вечному пиру на небесах. Евхаристия являет собой своего рода подготовку и предвкушение вечного пира в Царстве Божием.