“Поститесь сердцем”: Пост и мир (Славко Барбарич OFM)

 

           Мир – плод Духа.

         Самое глубокое желание человеческого сердца — это мир. Что бы мы ни делали, хорошее или дурное, мы всегда стремимся к миру…

         Когда человек любит, он ищет и переживает состояние мира, когда ненавидит и хочет отомстить, он также ищет мира; когда остается трезв и борется с зависимостью, он стремится к миру; когда пьет, он ищет мира; когда молится, ищет мира, и когда ругается и сквернословит, он также хочет мира; когда борется за свою жизнь и жизнь тех, кого любит, он обретает мир, и тогда, когда поднимает на себя руку и совершает самоубийство или убивает другого, он также жаждет мира.

По сути, любым решением человек выбирает мир. Однако понятно, что, делая добро, он стремится и достигает мира и для себя, и для остальных людей, а делая зло, желает мира лишь собственного за счет других.

Или, если взглянуть с другой стороны: как часто бывает, что мы утрачиваем состояние мира, потому что горды, эгоцентричны, завистливы, ревнивы, алчны, зависимы от власти и статуса.

Опыт подтверждает, что с помощью поста и молитвы преодолеваются зло, гордыня и себялюбие, открывается сердце, возрастают любовь и смирение, щедрость и доброта, а через это возникают подлинные условия для мира. И тот, кто находится в состоянии мира, так как любит и прощает, остается душевно и телесно здоров и способен строить свою жизнь так, как того достоин человек, высшее из Божиих творений.

С помощью поста и молитвы утихают и приводятся к должной мере человеческие влечения, что, опять же, способствует возникновению условий для мира и правильному отношению к другим людям и материальным вещам.

По сути, это недоразумение, что пост воспринимают в негативном ключе, как отказ от чего-то, и не распознают его положительного воздействия на духовном уровне. И поэтому нельзя говорить о замене поста делами милосердия или чем-либо другим. А отсюда мы можем понять, почему мир приходит всегда как следствие обращения, поста и молитвы.

В своей книге о посте Ансельм Грюн пишет:

«Именно тогда, когда я осознаю и оставляю посредством поста многочисленные средства, которыми пытаюсь заместить себе радость и которые нередко меня оглушают или ослепляют, я узнаю правду в глубине себя.

С помощью поста я освобождаюсь от слоев, наросших поверх моих растревоженных мыслей и чувств. Тем самым может проявиться все, что во мне есть: мои неутоленные желания и стремления, мои страсти, мои мысли, крутящиеся только вокруг меня, вокруг моего успеха, моего имущества, моего здоровья, моего самоутверждения и моих ощущений, таких, как гнев, обида, сожаление. Раны, которые я глушу постоянной активностью и многочисленными средствами самоутешения, едой и напитками, обнажаются.

тот, кто находится в состоянии мира, так как любит и прощает, способен строить свою жизнь так, как того достоин человек, высшее из Божиих творений…

Все подавленное выходит на свет. Пост открывает мне, кто я. Он показывает мне, где я в опасности и с чем нужно бороться!»

Таким образом, с помощью поста человек осознает, с чем именно в себе ему следует вести борьбу. Только так и наше бессознательное освобождается от всего, что влечет нас к беспокойству и разладу, и душа становится мирной и возникают условия для мира. Образ такой борьбы хорошо иллюстрирует следующий текст:

«Когда некий король хочет занять вражеский город, то прежде всего он перекрывает воду и прекращает все снабжение и, когда жители начинают погибать от голода и жажды, они сдаются ему. То же и с телесными влечениями: когда монашествующий выходит против них в воздержании и голодании, враги души теряют силу!».

Опыт безусловно подтверждает, что мир нельзя обрести, не борясь с его внутренними врагами, и пост для этого — очень надежное средство. Потому неслучайно все пророки, а также сам Иисус, а затем и вся церковная традиция призывали к посту и молитве с тем, чтобы человек открылся подлинному миру. Проблема, однако, в том, что человек больше склонен следовать путем ложных пророков, обещающих легкий мир, которого в действительности не существует.

Read Previous

Иоанн Павел II: В «школе Богородицы»

Read Next

Великодушные в отречении, посте и молитве (Терезия Гажиова)