Надо упомянуть, конечно, и апостольскую конституцию о посте и покаянии, изданную Папой Павлом VI. В самом начале он говорит о том, что побудило его к созданию этого документа: возникла, в частности, необходимость разъяснить, что представляет собой покаяние, всем тем, кто расположен к вере. Эти разъяснения касаются сути и значения Божией заповеди о покаянии. Так, Церковь несет в себе и человеческое, и божественное, видимое и невидимое, преходящее и непреходящее. Сам Иисус связывал возвещение Евангелия с покаянием: Свою проповедь Он начал именно с призыва к покаянию, обращению и вере в Евангелие — радостную весть. Иоанн Креститель готовился к своей миссии также в строгом покаянии, посте и воздержании (см. Мк 1:1 и далее). Сам приход Иисуса святой апостол Павел воспринимает как умаление, отрешение Его от божественного, от единства с Богом, посредством чего Он делается слугой, подобным людям (см Флп 2:6). Христианин призван к соучастию в миссии Христа, и, значит, его долг — принять на себя все, что совершал сам Иисус: пост, воздержание и все, чему Он учил. В таком ключе нужно воспринимать и Христовы страдания и смерть на кресте.
Поскольку Церковь, будучи свята, без пятна и порока, состоит из людей грешных, она постоянно зовет к обращению, покаянию и посту. Одной из насущных задач Церкви-наставницы является возвещение покаяния и просвещение верующих в том, как становиться свободнее от привязанности к материальному, чтобы они не задерживались на своем земном пути к небесной родине и не закрывались от Божиего воздействия и соработничества с ним.
Покаяние необходимо человеку для внутреннего очищения и прощения грехов (см. Дн 2:38), и документ подчеркивает, что именно в этом – условие внутренней жизни с Богом. Далее в тексте приводятся, в основном, различные библейские эпизоды, когда верующие каялись и постились. Хотя то, что происходит у человека внутри во время покаяния и поста, остается главным мерилом того, что происходит с ним вовне, документ говорит о внешних формах покаяния, которые могут видоизменяться в зависимости от конкретных обстоятельств времени и места, где живут люди. Церковь определяет общие принципы различных покаянных упражнений, епископы, в свою очередь, отвечают за формы практик покаяния в епархиях, а настоятели приходов – в приходах. Уважая общецерковные правила и указания, при определении форм покаяния следует учитывать особенности тех местностей, в которых живут верующие.
Если сравнить то, что сказано в документе о внутренних процессах и смысле покаяния и поста, с внешними предписаниями о покаянии и его формах, надо отметить, что большее внимание уделено все же внешнему аспекту покаяния и поста. Это нетрудно понять, учитывая, что внешний аспект легче поддается наблюдению, измерению и оценке и зависит от свободного решения верующего, в то время, как происходящее с человеком внутри выходит за пределы его воли, поскольку является плодом благодати и человеческого соработничества.
Далее говорится о том, что первое, базовое нравственное упражнение в покаянии – это осознанное выполнение тех обязанностей, которые верующий имеет в своей жизни и которые требуют терпения и ежедневной верности до конца. Те из верующих, кого постигло несчастье болезни, бедности или притеснения, призваны соединить свою боль с Христовой – и в этом и есть их нравственное упражнение в покаянии.
«Долг умерщвления тела должны исполнять безупречным образом прежде всего священники, особо отмеченные знаками Христовыми, а затем те, кто дал евангельские обеты, чтобы через это еще более полно следовать Христу, который «уничижил Самого Себя», дабы тем самым легче и с большим умением достичь совершенства любви!».
Кроме того, помимо приведенных выше общих призывов к покаянию, документ предлагает верующим принять на себя и упражнения в умерщвлении тела.
При этом, хотя в том, что касается форм поста и покаяния, им предоставляется значительная свобода, Папа желает, чтобы наряду с вариативностью в отдельных ситуациях сохранялось также нечто, связывающее всех верующих Католической Церкви. Потому заключительная часть конституции содержит правила, общие для всех верующих.
Прежде всего, в ней сказано, что предписанием Божиего закона все верующие должны совершать покаяние. Что касается церковных установлений, остаются и сохраняют свой покаянный смысл Великий пост – период подготовки к Пасхе – и все пятницы на протяжении года. В эти дни необходимо соблюдать воздержание, а Пепельная Среда и Великая Пятница остаются днями строгого воздержания и поста. Под воздержанием понимается отказ в эти дни от мяса, обязательный для всех верующих в возрасте от четырнадцати лет, а пост означает, что один раз в день можно есть досыта и два раза менее, чем досыта, с учетом местных обычаев, и также обязателен для всех верующих возрастом от двадцати одного года до шестидесяти лет. Епископам, а также настоятелям приходов даются полномочия вносить в эти правила коррективы в соответствии с местными потребностями.
Если сопоставить все изложенное в этой апостольской конституции с практикой, которую мы находим в Ветхом и Новом Заветах, а затем с традицией Церкви и закрытых монашеских общин, нетрудно заметить, что пост и покаяние были доведены до предела, после которого легко могли быть утрачены, — что впоследствии фактически и случилось.