«Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих.
Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего.
Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи.
Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему». (Мф 4:1-11)
Искушения в пустыне Иисус пережил до начала Своего служения. Итак, Иисус уходит в пустыню. Там Он молится и постится.
Первое искушение касается физической реальности, то есть материальной части жизни.
Второе состоит в предложении Иисусу искусить Отца, чтобы узнать: сделает ли что-нибудь Бог, которого Он называет Своим Отцом, чтобы Иисус не разбился, если бросится вниз? Иисус отвергает это как искушение Бога. Иными словами, когда человек совершает что-либо, ведущее к гибели, ответит ли на этот вызов Бог? Иисус указывает, что нельзя искушать Бога, а нужно следовать законам, которые Он Сам и вложил в природу.
Третье искушение – искушение властью. Поклонись сатане, и он вознаградит: наделит Тебя властью. Иисус отвергает все испытания — и только тогда к Нему приближаются ангелы и служат Ему.
Апостол Матфей неслучайно именно так воспринимает и передает начало служения Иисуса. Иисус пришел, чтобы исправить грех Адама и Евы. Они имели все – но все потеряли, когда стали слепы к тому, чем обладали, и открыли глаза на то, что было им запрещено. Посягая на запрещенное, они хотели иметь и то, что им не принадлежало, но тем самым все утратили и были вынуждены отступить в пустыню отношений с Богом и друг с другом. В пустыне они оказались сразу, когда были вынуждены оставить рай, гармоничные отношения между людьми, Богом и природой.
Иисус пришел спасти, обновить падший мир и открыть ему путь ко спасению. Поэтому Он должен был удалиться в «пустыню», которая представляет собой следствие греха, чтобы там дать начало новому миру, миру Царства Божьего, и тем самым открыть человеку новый путь — путь спасения. После того, как Он, в отличие от Адама и Евы, не посягнул на запрещенное, к Нему приступают ангелы, знак восстановленного рая – Царствия Божиего, и служат Ему.
Таким образом, Иисус входит в новое царство Сам и открывает путь спасения всем – там, где оно утрачено для всех.
Такой процесс относится ко всем людям. Имея все, они нередко утрачивают это, потому что в состоянии благополучия легко забывают Бога и не думают о Его присутствии. И лишь потеряв Бога, начинают Его по-настоящему искать, потому что пустыня отношений с Богом и людьми для человека невыносима.
Из этих событий ясно проступает образ человека: быть в мире и переживать счастье он может, лишь пройдя через свою пустыню, полностью предав свою жизнь Богу, преодолев материализм, тщеславие, власть и любое Божье искушение.
Поскольку пост был настолько значим в жизни Иисуса, поскольку он стал условием нахождения пути Божьего, его значение должны открыть и мы. Тот, кто постится, отступает в свою пустыню и там заново избирает Бога — а этим выбором в пользу Бога начинается новый мир, мир Царства Божьего.
Новый мир не может установиться, пока человек не побывает в пустыне, в которой легче распознавать зло и лукавого и бороться за добро.
Фрагменты из книги отца Славко Барбарича «Поститесь сердцем», Глава 4, 4.18