Кто устанавливает критерии? (Славко Барбарич, OFM)

«Иисус же пошел на гору Елеонскую. А утром опять пришел в храм, и весь народ шел к Нему. Он сел и учил их. Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, сказали Ему: «Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь?» Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: «кто из вас без греха, первый брось на нее камень».

И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: «женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя?» Она отвечала: «никто, Господи.» Иисус сказал ей: «И Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши». (Ин 8:1-11)
Могут возникнуть различные вопросы: как я могу узнать, что такое смысл жизни, какова полнота жизни? В каком направлении нужно расти? Кто приносит последние и самые важные критерии для зрелости человека? Это родители, Церковь, нация, семья, религиозное общество? Разве этот вопрос не вызывает первые споры, разводы, убийства, преследования, отсутствие свободы? Человек, один или семья, отец или мать, или община, начинают другим «ставить рамки», устанавливать правила и устанавливать границы. Все бунты молодежи основаны на этом загадочном вопросе: кто определяет критерии или направление? В принципе, на этот вопрос можно ответить так: человек не устанавливает другому человеку ни путь, ни критерии. Ни его семья, ни его община, ни нация, в которой он живет, ни система, которая управляет, не могут этого сделать. Человек принес свое глубочайшее предназначение с собой, и все другие образовательные компоненты должны служить ему.
Иными словами, родители не для того даны ребёнку, чтобы они его воспитывали для себя, но для того, чтобы помочь ему стать самостоятельным человеком. Система, здесь, не для того, чтобы обучать людей для себя, а для того, чтобы помочь людям воплотить в жизнь и развить дары, которые они принесли с собой: дары свободы, справедливости, милосердия.
Если люди, системы, семьи и сообщества стремятся обучать людей для себя и своих целей, человек становится средством, а затем развивается неправильно. Когда же человек развивается неправильно, то всё, что он создаёт и делает, становится неправильным.

Таким образом, каждая система, каждое правительство, каждая школа и учебное заведение, включая семью, здесь, чтобы помочь человеку расти. Взрослый и зрелый человек сможет брать на себя обязанности, защищать свои права и уважать права других.
Однако в борьбе за свое место в обществе и семье можно стать самовольным.  Такой человек снова теряется как тот, кто растет только по приказу других. Человек создан не для того, чтобы произвольно устанавливать свои собственные правила поведения, для своего собственного роста;  другие также не могут делать это произвольно. Сама жизнь и глубочайшая потребность человека расти в любви — это основа, которой всё должно руководствоваться и которой всё должно подчиняться. От этого зависит определение правильных отношений между человеком и обществом, а правильные отношения — это плод зрелости.
«Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне». Тогда праведники скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?» И Царь скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне». Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня». Тогда и они скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?» Тогда скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне». И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную». (Мф 25:31-46)
Любовь как самая глубокая реальность и самая глубокая потребность каждого человека стала главной заповедью в учении и провозглашении Иисуса. Для Него первый и последний вопрос: любил ли ты? И главное правило: служить друг другу в любви и быть готовым умереть, чтобы другие могли жить. Потому как, умирать в служении любви не значит исчезнуть, быть уничтоженным, но иметь возможность испытать любовь во всей ее ширине и глубине, в ее полноте.
Человек создан по образу и подобию Бога, а Бог есть любовь. Поэтому любовь — единственный правильный образ человека, а его идеал — стать подобным Богу в любви. Чем больше человек любит, тем больше он подобен Богу, тем ближе становится к людям и всем созданиям. Понятно, что человек не был создан ни по образу и подобию его семьи или социальной системы, ни по образу и подобию Церкви, но, всё это существует для него, чтобы быть реализованным любовью в сходстве (подобии) с Творцом.
Если мы хотим понять, что такое хорошие семьи, хорошие преподаватели, хорошая Церковь, мы должны помнить об их роли. Насколько, кто и как, поможет человеку обнаружить свое сходство с Богом и расти в нем, делая себя и других счастливыми, настолько это хорошо. Ответ на наш вопрос, кто является критерием греха и кто его определяет, а кто критерием добра и кто его определяет, находится в простой истине: никто не является критерием греха для себя, и никто не изобрел его произвольно по собственному усмотрению. Грех можно обнаружить только как опасность, которая  разрушает семя любви в сердце человека, и поэтому оно должно быть искоренено.
То же самое можно сказать и о средствах, которые помогают любви развиваться. Они не являются произвольными изобретениями ни Церкви, ни других систем образования, но они предлагаются в качестве помощи, без которой невозможно было бы выбрать средства, необходимые для самого глубокого роста человека. Христианские призывы к молитве, посту, исповеди, участию на св.Мессе, чтении, размышление над Словом Божьим, помогают человеку найти путь и средства на пути к цели. Христиане относятся к этим ресурсам настолько серьезно, что понимают свою роль в личном созревании.

Read Previous

Влюблённость, а что дальше?

Read Next

Возьмите в руки крест