«Потому отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем. Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое. Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения, потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения. Итак мы — посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом. Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом».
(2 Кор 5:16-21)
Человеческий способ общения подготавливает место для божественного действия. Поэтому особенно важно подчеркнуть роль священника в исповеди. Это проще всего сделать на примере роли врача в процессе лечения больного. Врач должен хорошо знать болезни и причины заболеваний, и еще лучше разбираться в лекарствах и процессе лечения. Так и со священником. Он должен быть человеком глубокой веры, любви и надежды, а также иметь глубокий опыт духовной жизни и познание законов духовного роста. Священник должен уметь слушать и понимать, что в действительности происходит в душе кающегося. Благодаря этому исповедник может сделать всё необходимое, чтобы подготовить человека к принятию божественного.
Во время беседы священник обращает человека к добру, указывая на то, что опасно его душе. Он сажает новое семя божественного Слова в землю души кающегося. Поэтому священников часто называют врачевателями душ, теми, кто заботится о душе. Священник подготавливает душу и в Имя Господа прощает грехи, исцеляет раны сердца.
Не смотря на все познания человеческой души и сердца, священнику необходимо знать, насколько это возможно, и конкретного человека.
То есть, нужно, чтобы человек представился, рассказал, кто он и чем занимается в жизни, к каким материально-социально-морально-этическим кругам относится. Важно также вкратце рассказать историю своей духовной жизни. Это важно для того, чтобы священник смог дать конкретный совет и наставление, как избегать ошибок и на что в положительном смысле стоит обратить своё внимание. Поэтому хорошо, когда человек ищет по возможности постоянного исповедника, к которому всегда приходит на исповедь, исповедуясь однако время от времени и у других. Это способствует развитию интенсивной духовной жизни. Человек, не живущий глубокой духовной жизнью, наверняка предпочитает менять исповедников, дабы представать в удобном для исповедника свете. Возможно, он боится услышать вопрос, почему ничего не изменилось за время последней исповеди.
Исповедь – это дружеская встреча человека, который ищет благодати примирения, желая через отпущение грехов пережить духовное исцеление, с человеком-священником, который во Имя Господа слушает и говорит: «Не бойся! Твои грехи прощены. Иди с миром и больше не греши!» Исповедник и кающийся тем самым во время исповеди прославляют Божие Милосердие, Божью любовь и прощение. Именно поэтому исповедь является праздником и радостной встречей.