Призыв к жизни на хлебе и воде – это, в первую очередь, призыв подготовиться к встрече со Христом в Евхаристии. Вместе с тем этот призыв направлен и на то, чтобы помочь нам осознать наш паломнический путь на земле. Всю жизнь человека и все, что он делает, можно рассматривать в перспективе паломничества.
В истории человеческой мысли, особенно в последние десятилетия, нередко возникали теории, которые провозглашали человека скитальцем на земле, не знающим, ни откуда он пришел, ни куда идет. Христианская точка зрения на человека совсем иная: по сути своей, по природе, он — Богоискатель. Человек несет в себе вопросы вечной жизни, о счастье и о мире, а ответом на них является Бог. Человек не скитается, но идет к своей полноте и окончательной истине о себе, которых может достичь только в Боге. Потому человек по своей сути — это паломник, а паломник – это тот, кто оставляет свою привычную жизнь, работу, безопасность и ежедневные радости и выходит в путь навстречу людям и местам, где можно легче встретить Бога, потому что там Он явил Себя особым образом.
В прежние времена не было современных средств передвижения, которые давали бы возможность быстро и легко перемещаться с одного места на другое, и паломничества длились неделями, месяцами, а то и годами. Паломник мог взять с собой – и нести– лишь самое существенное, что необходимо для поддержания жизни – хлеб и воду. Оставляя за порогом дома свою будничную жизнь и выходя в путь с сумой на плечах, в которой находились хлеб и вода, он освобождался от всего, что обременяло его, и от любых излишеств. Так, свободным, он мог двигаться вперед, идти к людям и местам, где искал встречи с Богом, — хотя и эти места становились только промежуточными остановками, после которых он следовал дальше или возвращался в свою обычную жизнь. Потому и возврат к повседневности не терял значения паломничества, ведь у человека нет в этом мире постоянного места пребывания: он паломничает к вечной родине совершенного мира и радости, вечной жизни и единства.
Живя на хлебе и воде, человек нашего времени сохраняет за собой свободу и не делается ни рабом материального, ни жертвой ложных обещаний, и, пребывая в свободе, готов любить и прощать, преодолевать конфликты и жить в мире. Если же вдруг человек забывает о своем паломническом странствовании, он останавливается на пути и разрушает себя заботами этого мира.
Бог дал также человеку и небесный хлеб — Своего Сына, Который Своим присутствием стал для него постоянным спутником в паломничестве. Потому имя Мессии – Эммануил, что значит Бог с нами. Бог странствует с человеком в виде хлеба, который есть жизнь миру. Если же верующий забывает, что его Бог под видом хлеба идет вместе с ним, тогда он поворачивается к мир — но в мире невозможно чувствовать себя хорошо без устремления к Богу.
В такой плоскости можно рассматривать и конечный смысл поста. Пост — это не только средство исцеления, умирения или освобождения, но, вместе с молитвой и милостыней – основной инструмент религиозного опыта, то есть осознания истины о себе и раскрытия себя Богу, который избрал нас и отдал нам Себя совершенно.
Из книги: Славко Барбарич OFM, «Поститесь сердцем», Глава 4.26