Двухдневный пост в истории (Славко Барбарич OFM)

Из иудейской и христианской практики

Практика двухдневного поста в истории Церкви уходит корнями в практику иудаизма. Насколько удается проследить путь поста в истории, можно говорить о том, что иудейская практика двухдневного поста нашла свое место уже в опыте ранней Церкви. Однако если иудеи постились по понедельникам и четвергам, в практике Церкви такими днями стали среда и пятница. Для такой замены дней были достаточные основания: пятница – день смерти Христа на кресте, а среда – день возмещения посредством поста и молитвы за все оскорбления и грехи, так как согласно одному из преданий именно вечером в среду Страстной недели (Великой седмицы) Иуда пошел к фарисеям и договорился с ними о том, когда, за какое вознаграждение, где и как выдаст им Иисуса.

Названия дней недели в Ирландии связаны с постом

Практика поста заняла интересное место в Ирландии, где Церковь изначально была очень влиятельна. Многие миссионеры Западной Европы происходили именно из Ирландии (св. Бонифация, св. Галус и др.). Двухдневный пост оставил свой след в ирландских названиях дней недели: среда – Ceadoin – означает первый пост, четверг — Daordaoin – день между постами, а пятница – Aoine – собственно пост.

Чтобы понять важность этого свидетельства о существовании двухдневного поста, вспомним только, что в славянских языках дни недели обозначаются просто по счету. Понедельник – это день после «недели» (так в славянских языках именуется воскресенье), среда – середина недели, то же относится к четвергу и пятнице. В латыни, во всех романских, а также германских языках названия дней происходят из греческо-римской или иной мифологии: martes – martedi – mardi – это день Бога войны, venerdi – vendredi – день Венеры, Donnerstag – день бога грома, и т.д.

Read Previous

Адвент

Read Next

Пост в жизни святых (Славко Барбарич OFM)