„Верую в общение святых“ – произносим мы в Апостольском символе веры. Мы исповедуем веру в то, что между нами, находящимися на земле, и святыми, которые пришли к Богу, к цели, есть связь. Богородица призывает нас искать заступничества святых, «которые убелили одежды свои Кровию Агнца», как сказано в книге Откровения.
Церковь ставит перед нами святых как образец, как пример, которому нужно следовать, но не копировать.
Мы привыкли считать святых незаурядными, необычными, а где-то даже странными людьми. Когда мы говорим кому-то, что он святой, то подразумеваем, что он настолько праведен, честен, добродетелен и благочестив, что это вызывает уважение и восхищение, но вместе с тем и подсознательное отторжение.
Святые вознесены до алтаря. В их честь изготавливают статуи, к ним обращаются во время Литургии, верующие молятся им, почитают их образы, просят их о защите. Одни святые помогают в работе, другие заступаются за путешествующих, больных, детей, кто-то «отвечает» за благополучие домашнего очага, за хороший урожай, за брак, за семью, за успешные роды, за взаимопонимание между людьми, за психические болезни и так далее.
В результате мы верим в то, что святые – это избранные, исключительные люди. Они как будто из другого мира, будто бы они и не жили на земле и не имеют c нашей жизнью ничего общего.
К сожалению, образ святых стал полной противоположностью того, ради чего была провозглашена их святость. Церковь хотела дать людям пример, чтобы мы все стали святыми, а не чтобы мы только лишь молились святым о наших земных, малозначимых нуждах.
Между нами образовалась пропасть, и теперь крайне маловероятно, что святые послужат примером, за которым кто-то отважится последовать. Они кажутся недостижимыми. Торжественность наших служб отделяет их от нас настолько, что никто и мысли не допускает, что нужно быть такими, как они.
Но если мы посмотрим на жизнь святых, то увидим, что в них нет ничего, что могло бы вызвать такое восприятие.
Из Евангелия мы знаем, что святыми могли быть и разбойник, распятый с Иисусом, и мытари Матфей и Закхей, и блудница Магдалина. Единственное условие для святости – обращение.
Нам нужны примеры, которым мы можем и должны подражать. Если мы вычеркнем их из нашей культуры, выбросим из системы ценностей, то останемся жить в бандитском обществе.
В сознании многих людей, в том числе христиан, живет мысль, что святые – это личности, с которыми мы, обычные смертные, не можем себя сравнивать. Однако по более глубокому размышлению мы поймем, что они прошли через земную Голгофу и обрели святость в том же мире, где живём и мы, в тех же или подобных ситуациях.
Святость – это присутствие в нас Святого Духа, которая проявляется в наших жизненных решениях и поступках: в том, как отец заботится о своей семье, в материнской нежности, в прилежности ученика, в ответственном и кропотливом отношении работника, в ревностном и достойном служении священника и монаха.
Святость проявляется в отношениях между людьми и в человеческих поступках. Святость – это не состояние. Это направленность. Свят не только тот, кто обладает всеми добродетелями, но и тот, кто к этим добродетелям тянется. Святость – это не привилегия для избранных особ в Церкви.
Мы все призваны к святости – каждый в соответствии со своим положением в обществе и дарам. Быть святым – значит выбрать мерилом жизни евангельские заповеди и стараться всеми силами жить по ним. Это зависит от способности и силы каждого человека и от Божьей благодати, которая его сопровождает.
В поисках святости и апостольских свершений мы не должны ждать некой идеальной ситуации, благоприятных возможностей. Когда христианин с любовью выполняет даже самую незначительную повседневную работу, в ней отобразится образ Божий. Господь не просит от нас невозможного. Мы делаем то, что в наших силах, чтобы Господь совершил то, что нам невозможно.
Давайте серьёзно отнесёмся к призывам Богородицы, через которые Она ведёт нас путями святости.
Молитва: Пренепорочная Дева Мария, Господь, по заслугам Твоего Сына, избавил Тебя от всякого злого греха. В Твоём Сердце и на Твоих материнских коленях Он нашёл дом для Своего Сына. Приняв Бога в Своё Сердце и тело, Ты приняла всех Своих детей и остаёшься Матерью каждому из них до конца времён. Ты всю жизнь возрастала в вере, возьми нас за руки и приведи к Иисусу. Дарим Тебе свои сердца, даём свои руки, чтобы чувствовать себя в безопасности на жизненном пути и во всех наших жизненных схватках. Особенно приносим Тебе всех болящих – и душой, и телом. Утеши Своей материнской близостью всех, кто запутался, потерялся, кто чувствует неуверенность. Пусть во тьме, в которой находится мир и люди, зажжется свет. Аминь.