ЕВАНГЕЛИЕ: Ин 11, 1-45
„Я есмь воскресение и жизнь, говорит Господь; верующий в Меня не умрёт вовек.“
Евангелие этого пятого воскресенья Великого Поста, более или менее известно каждому христианину, потому что оно говорит об одном чуде, совершенным Иисусом: воскресении мертвого Лазаря. В этом чуде Иисус ясно показывает, что Он – господин смерти и жизни и что Он действительно является «воскресением и жизнью» для всех, кто верит в Него.
Интересной является семья Лазаря, Марфы и Марии. Евангелист Иоанн описывает их как тех, кого Иисус особенно любил и с которыми любил проводить Свое время. О том, что Он любил их особенной любовью, говорят и Его слезы в тот момент, когда Он узнает, что Лазарь мертв и похоронен.
В этой семье своей расторопностью и предприимчивостью выделяется Марфа. Кажется, она не знает ни минуты покоя, словно не может ждать, но всегда должна быть в движении и делать что-то. Так было и тогда, когда Иисус находился у них в гостях: она служила, и при этом жаловалась на Марию, которая тихо сидит у ног Иисуса и слушает Его. Теперь мы вновь видим ее как ту, которая — как мы бы сказали, берет дело в свои руки. Она не может дождаться прихода Иисуса, но бросается к Нему навстречу, говоря: «Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог».
Мы никак не можем сказать, что у Марфы нет веры, но мы можем с уверенностью сделать вывод, что она любила брать дело в свои руки. Наблюдая за ее личностью, на поверхность выходит наша потребность быть занятым, дабы своим трудом достичь чувства безопасности.
Полной противоположностью Марфе предстаёт ее сестра Мария. По человеческим меркам, Мария — та, кто меньше всего заботится о мелочах и вообще — о человеческом мнении. Будучи женщиной, она тем не менее сидит у ног Иисуса и слушает Его, хотя согласно обычаям того времени, было бы логичней, если бы она служила гостям, как Марфа. Мария выходит за рамки человеческой логики поведения. И в этой ситуации, когда тело ее брата похоронено в могиле, она остается дома. В то время как Марфа идет встречать Иисуса, Мария просто остается дома.
Неловко было бы подводить здесь черту и делать выводы о том, кто из них поступил лучше. Однако мы можем вновь вспомнить слова Иисуса: «Мария же избрала благую часть». Какова же ее «благая часть»?
Лазарь, Марфа и Мария выглядят как три образа нас, верующих. Во всех трех проявляется любовь Иисуса. Нельзя сказать, что кого-то из них Он любил больше, а кого-то — меньше. На Лазаря мы похожи своей смертностью, болезненностью. Особенно мы чувствуем свое сходство с Лазарем в это время, когда боремся с болезнями, но также и когда слышим о тех, кто погиб, кто уснул. В Лазаре мы видим всю нашу хрупкость и преходящность.
На Марфу мы похожи своей занятостью, поиском надежности, правильных решений. Мы похожи на нее и в том, что часто взываем к ответственности Иисуса: где ты был, Господи? Мы молились к Тебе. Если бы Ты был здесь, наш брат, наша сестра не умерли бы! Следовательно, мы похожи на Марфу всякий раз, когда желаем создать безопасность своими собственными усилиями, своей работой и трудом. При этом часто не осознавая того, что мы не способны самостоятельно обеспечить свою безопасность, даже если умоляем о том самого Иисуса, уверенность мы получаем лишь от Него. И таким образом, каким этого желает Он, а не мы.Иисус воскресил бы Лазаря и без просьбы Марфы, потому что его болезнь была «не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий».
В свою очередь, Мария, оставшаяся дома, знала это. Мария, которая избрала лучшую часть, которая понимала слова Иисуса, цель Его миссии и которая слушая Его слова, верила все больше и больше. Поэтому Мария спокойна, поэтому она осталась дома, поэтому она сидит у ног Иисуса и слушает Его. Не потому, что она ленива, безразлична к стараниям сестры и гостям, не потому, что она не была достаточно занята, но — потому что она поняла послание Иисуса, потому что верила в Иисуса. Поэтому Мария спокойна. И в трудный момент смерти своего брата она остается спокойной. Можно сказать, что это спокойствие и является признаком учеников Иисуса. Тех, кто не боится, кто не тревожится — потому что их мир в Боге.
Для своего обращения к городу Риму и всему миру Папа Франциск выбрал Евангелие, в котором говорится о шторме, волнении моря, беспокойстве учеников, их страхе, а также удивительном и совершенно нелогичном спокойствии Иисуса. Когда все рушится, Иисус спит. Иисус спокоен.
Братья и сестры, кажется, что отличием тех, кто выбрал «лучшую часть», как раз и есть это спокойствие, мир, дарованный Самим Богом. Мир, как плод веры в то, что только в Боге – наша безопасность, что мы в безопасности только тогда, когда мы у Его ног, с Ним в лодке. А почему? Потому что Он — господин жизни! Он – господин всего творения! Зачем тогда бояться шторма, болезни или смерти?
Если мы Его — почему мы должны пугаться, быть в страхе и безумно пытаться вырваться в какую-то очевидную безопасность? Иисус — это уверенность, потому что Он — «воскресение и жизнь». Из этой реальности исходит вся наша уверенность. И всякий, кто верит в Него, будет иметь мир в своем сердце, независимо от всех противоречий этого мира.
О Иисус, взгляни на нас — тех, кто часто мертвы в своей вере, кто устоялся в благочестии, в обрядах, в которых мы часто теряем Тебя из виду, или не понимаем Твоего спокойствия, когда мы потрясены штормом, болезнью. Оживи нас, Иисус! Возроди нашу мертвую веру, нашу теплохладную веру, которая уже «смердит». Даруй нам новое сердце и новый дух!
Ты, оставивший нам Своего Святого Духа, оживи нас силой Его божественной силы для жизни веры, для спокойствия в жизни.
Дух Святой, Защитник, от четырех ветров приди и дохни на нас, чтобы мы жили, уповая не на наши смертные тела, но жили бы с верой в воскресение и вечную жизнь. Аминь.