Ваше Преосвященство из Габона в Африке,
Ваше Преосвященство из Италии,
дорогие братья-священники и монашествующие,
дорогие паломники из этой страны и из-за границы, дорогие прихожане меджугорского прихода, дорогие братья и сестры,
сегодняшний праздник Успения завершает эсхатологический круг, устремляет наш взгляд к цели человеческой жизни.
После Воскресения и Вознесения Господня дело спасения совершается в соработничестве с Матерью Божией. Она становится нераздельной со Своим Сыном, образом Милосердного Бога. Мария говорит о Себе:
«Отныне будут ублажать Меня все роды, что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; и милость Его в роды родов»
В Успении Марии изливается Милосердие, которое действует и через Милосердную Матерь, прибежище грешных, нашу заступницу.
На горизонте нашей земной жизни и на пороге вечности на Небе появляется великое знамение Жены. Как Она представлена? Что говорит Ее появление?
«Жена, облеченная в солнце»
Свет исходит от солнца. Кто это солнце? Солнце – Ее Сын: посетил нас Восток свыше – говорится в гимне Захарии, которое Церковь читает каждое утро. Мария видела Сына Божиего в человеческом естестве и в человеческом теле. Христос же, напротив, облекает Свою Матерь в солнце. Мария светит Христовым светом. В частных явлениях Богородица всегда является в свете, необыкновенно прекрасной, на пути света. В Фатиме Она всегда приходила с востока и уходила на восток: в направлении восходящего солнца.
Мы видим Ее с «луной под ногами».
Луна не является источником света. Луна отражает свет, принятый от солнца.
Однако луна светит в темноте и направляет тех, кто в пути. Быть луной, быть отражением солнца – это миссия нас, верующих, всегда освещенных солнцем, которое просияло над нами.
«На главе ее венец из двенадцати звезд».
Это знак и космический, и библейский одновременно. Мария, Царица Неба и Земли коронована венцом, имеющим двоякий смысл.
Она сотворена как самое совершенное произведение, вышедшее из рук Творца, как Звезда самая ясная.
В то же время Она вписана в человеческую историю, в историю спасения. Она принадлежит к двенадцати коленам избранного народа Ветхого Завета как Царица Патриархов и Пророков, а затем становится Царицей Апостолов, тех, кто находится в основании Церкви.
«Она имела во череве и кричала от болей и мук рождения».
С высоты креста Иисус сделал Марию, Свою Матерь, Матерью, объемлющей всех людей; всех тех, кому необходимо родиться свыше, от воды и Духа. Спаситель дважды говорит Никодиму:
«Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Ин 3:3)
«Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин 3:5)
Мария рождает нас для Царствия Божия, становясь для нас такой Матерью, какой умеет быть только Она.
Прежде, чем достичь славы Успения, Мария была включена в земную жизнь, как и все смертные; Она рождена от Своих родителей, которых предание называет Иоаким и Анна, в простой и скромной семье — не в королевском дворце!
Девушка из Назарета постепенно открывала для себе Свое существо, несравнимое с другими, прежде всего в том, что Она не имела опыта личного греха. В Благовещении Ангел Господень приносит Марии весть и говорит: «Радуйся, благодати полная, Господь с Тобой».
Полная благодати, Мария свободна от греха как первоисконного, так и от личного. В Лурде Мария эту истину определяет словами: «Я – Непорочное Зачатие».
В Благовещении, после слов Марии, когда Она говорит: «Се, раба Господня, да будет мне по слову Твоему» (Лк 1:37) начинается Ее «паломничество в вере», в котором «Блаженная Дева шла вперед», верно храня Свое единство со Христом» (R. Mater 5). Паломничество – это связь, соединяющая Матерь Божию со Христом и с Церковью.
Перед нами Мария появляется и становится Стеллой Марис – Путеводной звездой – для всех тех, кто еще следует путем веры. Вера Марии, безусловно, героическая. Она первой проходит все тайны розария: да, тайны радостные, тайны светлые и славные, но также и тайны скорбные. Все мы знаем семь скорбей Богородицы и пророчество Симеона:
«И благословил их Симеон, и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец» (Лк 2:34,35).
Святой Иоанн Павел II говорил: «Блаженная Дева Мария продолжает «предшествовать» народу Божиему. Ее исключительный путь веры остается неизменным ориентиром для Церкви, для отдельных людей и общины, для народов и, в определенном смысле для всего человечества» (Redemptoris Mater 6).
Кроме того, святой Иоанн Павел II говорил: «Мария остается «Путеводной звездой» для всех тех, кто еще следует путем веры. В своем земном пути они устремляют к ней взоры, потому что Она родила Сына, которого Бог поставил первородным между многими братьями (Рим 8:29), и Своей материнской любовью содействует воспитанию и развитию этих Его братьев и сестер» (LG8).
Но Она не только Звезда путеводная, но и Звезда Утренняя. Что означает этот другой титул — Звезда Утренняя? Как эта звезда на заре предшествует восходу солнца, так и Мария с самого Своего Непорочного Зачатия предшествовала появлению Спасителя, восходящему «солнцу правды» в истории человеческого рода.
Поэтому, возлюбленные, будем тверды и последуем Ее путем веры, который станет и нашим, — путем самым верным, самым кратким и самым светлым, чтобы прийти к Богу, Триединому и Единому, в вечную радость!