Ваше Преосвящентсво, Монсеньор апостольский нунций в Боснии и Герцеговине,
Ваше Преосвященство, Епископ из Парагвая,
Дорогие священники и монашествующие,
Дорогие прихожане и паломники,
Дорогие братья и сестры,
Спустя день после праздника Рождества Пресвятой Девы Марии мы собрались на 23-е воскресенье года, чтобы на несколько дней раньше даты самого праздника отметить Воздвижения Святого Креста.
Как крест — средство самой жестокой и самой позорной смерти — стал символом христианства? Этот крест воздвигают на башнях церквей и святилищ, возводят на вершинах многих гор, он висит на стенах у нас дома и на рабочих местах, и мы с гордостью носим его на шее.
В апостольские времена крест имел дурную репутацию: он был глупостью для греков, которые искали человеческой мудрости, соблазном для евреев и безумием для языческих народов, как говорит св. Павел (1 Кор 1, 22-23). Мы видим, что сегодня снова идет борьба против Креста, который начинает мешать, хотя он и сделался признанным знаком многих общественных организаций, таких, как Красный крест, хотя им украшают различные медали, такие как крест чести, крест за заслуги и т.д.
Праздник Воздвижения Святого Креста дает нам еще один повод вспомнить о величии и значении Креста. Мы открываем для себя, что Крест Иисуса – как знак бесконечной любви – обладает неодолимой притягательной силой. Посмотрим, почему.
В первом чтении (Фил 2, 6-11) святой Павел являет нам, что Христос умалился, «уничижил» Себя, сошел с наивысших высот в самую глубину: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу, но смирил Себя Самого, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек, смирил Себя Самого…» Бог, становящийся человеком, уничижает Себя. Бесконечное делается конечным и ограниченным. Затем Он делается «…послушным даже до смерти, смерти крестной». Это смерть преступника, которого презирают и отвергают!
В Апостольском символе веры мы исповедуем, что Он сошел во ад, что значит, до самого дна страдания, до дна уничтожения, до дна смерти! Богочеловек испытал судьбу, предназначенную ему людьми, которых Он пришел спасти! «Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца». Так святой Павел объясняет «превознесение», прославление Христа, этот не имеющий равных акт Милосердного Отца.
Но Святой Киприан помогает нам понять это Божие безумие. Так, он говорит, что Его Сын хотел стать Сыном человеческим, чтобы мы стали сынами Божиими. Он хотел уничижить Себя, чтобы возвысить Свой оступившийся народ. Он страдал из-за ран, причиненных Ему, чтобы исцелить наши раны. Он стал слугой, чтобы мы, слуги, рабы, могли стать свободными. Он перенес даже смерть, чтобы через Его смерть смертные сделались бессмертными.
Сейчас мы хорошо понимаем, почему здесь мы каждую пятницу почитаем Святой крест Иисуса. Почитание Креста должно прежде всего быть актом благодарности и воздаяния славы.
Почему мы молимся молитвой крестного пути на Крижевце, на чьей вершине находится прославленный крест, который со своей высоты возвышается над всей местностью с момента своего сооружения в Святой год искупления 1933 г.? Из глубины своего неописуемого, безмерного страдания Иисус не думал о Себе, но всегда о нас, грешных. С высоты Креста Он произнес слова, спасающие мир. Первые, самые потрясающее: «Отче, прости им, не знают, что творят!» (Лк 23, 34) Ответ на чудовищность греха богоубийства и крайнее ослепление – это прощение Бога, отверженного и раздавленного.
Кардинал Шарль Журне писал, что через Божие прощение «в сердцах, в которых грех скосил розы первой любви, их чистоту и свежесть, сейчас цветут равной красоты, и иногда и более прекрасные темные розы второй любви и их покаяние, их слезы и их пыл». Какая это надежда для нас, грешных!
С Креста исходят и пронзительные слова: «Се, Матерь твоя» (Ин 19, 27). Умирая, Иисус не оставляет нас сиротами — Он оставляет нам Свою Матерь. Какая мера любви и великодушия!
Крест стал символом победы, победы, которую доказало Воскресения. С того момента литургия часто являет Воскресшего Христа с крестом, с прославленным Крестом позади Него. Здесь, в Меджугорье, Воскресший Христос, Которого верующие так почитают, так часто несет в себе таинство Креста, который – источник нашего спасения и обетование жизни, достойной Бога. Аминь.