Из Послания Папы Франциска на Великий Пост 2016
Мария – икона Церкви, которая евангелизирует, поскольку евангелизирована сама
Восприняв от архангела Гавриила Благую Весть, Мария в своем гимне Magnificat пророческим образом прославляет милосердие избравшего Ее Бога. Таким образом обрученная Иосифу Дева из Назарета стала совершенной иконой Церкви, которая евангелизирует, поскольку сама постоянно евангелизируема Святым Духом…
Завет Бога с людьми: история милосердия
Тайна Божия Милосердия явлена в истории Завета между Богом и Израилем. Бог всегда богат милосердием и в любых обстоятельствах готов окружить Свой народ огромной нежностью и сочувствием, но прежде всего – в самые драматические моменты…
И эта драма любви достигает своей кульминации в Сыне, ставшем человеком. Бог излил на Него Свое безграничное милосердие, превратив Его в «воплощенное Милосердие» (ср. Misericordiae Vultus, 8).
…«красота спасительной любви Бога, явленной в Иисусе Христе, умершем и воскресшем» (Evangelii gaudium, 36). В Распятом Иисусе Бог стремится добраться до грешника, ушедшего от Него максимально далеко, встретиться с ним именно там, где тот потерялся и скрылся.
Дела милосердия
Божие милосердие преображает сердце человека и позволяет ему познать вкус верной любви, тем самым прививая ему способность самому быть милосердным. Непрестанно повторяющимся чудом является тот факт, что Божие милосердие способно оживотворить каждого из нас, побуждая нас возлюбить ближнего…
…наша вера выражает себя в конкретных повседневных делах помощи нашим ближним в их физических и духовных нуждах, и на основании этих дел, к которым относятся «накормить», «посетить», «утешить», «научить», мы и будем судимы. Поэтому я пожелал всем христианам «во время Юбилея задуматься, как они могут творить дела милосердия относительно тела и души. Тем самым сможет пробудиться наша совесть, часто спящая перед лицом драмы бедности, и мы сможем глубже проникнуть в смысл Евангелия, в котором именно нищие находятся в привилегированном положении благодаря Божьему милосердию» (Misericordiae Vultus, 15).
Лазарь — это образ Христа, который в ликах бедных взывает к нашему обращению. Лазарь – это данная нам Христом возможность обращения, которую мы, быть может, не замечаем.
Великий Пост этого Юбилейного года является благоприятным временем, чтобы наконец выйти из экзистенциального отчуждения благодаря вниманию к Слову Божьему и делам милосердия. Совершая дела милосердия касательно тела, мы касаемся Тела Христова в наших братьях и сестрах, которые нуждаются в том, чтобы их накормили, одели, приняли в своем доме, навестили; в то время как посредством дел, относящихся к сфере духа – таких как добрые советы, наставления, прощение обид, предостережения, – мы оттачиваем собственную любезность.
Ибо, касаясь в лице бедного человека тела Христа Распятого, грешник имеет шанс осознать, что и сам он – несчастный нищий. В этом случае также и «гордые», «сильные», «богатые», о которых упоминается в Magnificat, смогут обнаружить, что и они незаслуженно возлюблены Христом Распятым, что Он умер и воскрес также и ради них. Только эта любовь может удовлетворить ту жажду бесконечного блаженства и любви, которой снедаем человек и которую он напрасно пытается утолить в культе знаний, богатства и власти.
Так не допустим же, чтобы столь полезное для обращения время Великого Поста прошло для нас впустую! Мы попросим об этом, прибегая к материнскому ходатайству Девы Марии…
Ватикан, 4 октября 2015 г., Франциск
(Перевод «Сибирской католической газеты»)