Сегодня, в день Пятидесятницы, в день рождения Церкви, в Евангельских чтениях мы слышим о двух, казалось бы, различных событиях из Деяний Святых Апостолов и Евангелия от Иоанна. В Деяниях Святых Апостолов схождение Святого Духа описано как явное, заметное событие: шум с неба, огненные языки, народ собрался и услышал, как апостолы говорят на их собственном наречии, все в изумлении… Это событие изменило всех, кто там был. А у Евангелиста Иоанна ученики приняли Святого Духа уже в день Воскресения, запершись в доме из страха от иудеев. То есть в Деяниях Апостолов мы видим проявленное вовне событие, с которого начинается проповедь всем народам, а у Иоанна — скрытое, тихое принятие Духа затворившимися учениками.
Кажется, что эти два описания противоречивы, но на самом деле это просто два разных взгляда. Они не противоречат друг другу, потому что действие Святого Духа включает в себя оба аспекта: и миссионерское свидетельство – действие, направленное вовне и существующее, как мы видим, с самого начала Церкви; и внутреннее действие, проявляющееся в молитве, литургическом прославлении – всём том, что происходит за закрытыми дверями.
По евангелисту Иоанну, вечером в день Воскресения Иисус приходит к ученикам, затворившимся в доме из страха перед иудеями. Точное их местоположение Иоанн не называет, зато указывает, что всё происходит в день Воскресения. Таким образом, Евангелие ставит первую литургию в день Воскресения, на воскресный день недели, чтобы показать, что каждая св.Месса есть продолжение Воскресения.
Иисус приходит туда, где собрались ученики, и приветствует их словами «Мир вам». Это приветствие Он повторяет дважды. Его мир прошел через муку, страдания и крест, и глубина его не сравнится ни с чем, потому что в основании Его мира лежало доверие к Отцу. Поэтому Его мир затрагивает самый центр человека и вводит в тайны Его Общины, помогая нам черпать жизненную силу внутри себя. Не менее значимо, что Иисус пришел к ученикам и «стал посреди». В первом же праздновании учеников с Воскресшим Он находится посреди них. На каждой св. Мессе нам стоит помнить, что «посреди» ее находится Сам Иисус — не какое-то нравоучение, концепция или человеческий призыв, а жизнь и Завет Иисуса должны быть в центре. Своим присутствием Иисус дарует мир.
Чтобы доказать ученикам, что к ним пришел действительно Он, Иисус показывает им Свои раны — руки и пронзенные ребра, из которых текла кровь и вода. Вода является евангельским символом Святого Духа, но она неотделима от крови Иисуса. Таким образом, Иисус предстает перед учениками как даритель Святого Духа, Который стал на Кресте открытым источником живой воды. Как ученики преобразились через Его раны, так и нам нужно не убегать от своих травм, а позволять им стать средством нашего спасения. Вера в то, что Бог и самые глубокие раны может превратить в благословение, дает надежду, а она проявляется в терпении и упорстве.
Встреча с Воскресшим и ее дары рождают в учениках радость. Вот почему радость – важное свойство и наших воскресных торжеств. Раннехристианский автор Тертулиан писал: «Оставляем воскресенье для радости». То есть уже в те времена он подчеркивал важность радости. Св. Месса не должна проживаться в депрессивном и негативном духе.
Поприветствовав учеников, Иисус посылает их на служение: „Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас“. Важно понимать, что мы не призваны придумывать что-то новое, потому что Церкви больше нечего сказать. Мы призваны снова и снова воплощать присутствие Христа. Поэтому для христиан близость с Иисусом — это и начало, и конец, это смысл, Альфа и Омега. Для ее достижения требуется долгая и уединенная молитва.
В конце встречи Иисус вдохнул в учеников Святого Духа. С Воскресением начинается новая реальность. В книге «Бытия» Бог вдохнул жизнь в первого человека, а сейчас Иисус Своим дыханием отдает ученикам Свою собственную жизнь. Дает им от Своего Божества и неразрывно связывает Себя с ними. Дух Святой – это глубокая Любовь, которая нас связывает с Любимым, Который обещал: «Я с вами во все дни до скончания века».