В одной из бесед несколько человек рассказывали, что не испытывают ненависти к обидчикам, однако до сих пор не могут их простить. Почему так происходит?
Нам необходимо проверить не только то, есть ли в нашем сердце любовь, но и то, какова она. Потому что любовь может быть человеческой и божественной. Одно из правил человеческой любви: Как ты ко мне мне, так и я к тебе (око за око, зуб за зуб). Может быть, мы не в состоянии простить, потому что наша любовь коренится в логике человеческой любви, которая ограничена, и потому ставит условия для других или ожидает, чтобы они сделали первый шаг. Когда кому-то «трудно простить, это знак и доказательство того, что он не имеет в себе творящей, божественной любви, и остается в собственных границах, в ранах» (Отец Славко Барбарич)
Если наша любовь ограничена, то и прощение для нас будет более трудным. В подобной ситуации оказался и апостол Пётр, когда спросил, до какой степени необходимо прощать („до семи ли раз?“). Мы легко соглашаемсся с тем, что простить необходимо, но – до определенной степени. «Довольно! До сих пор я прощал, но не более». Давайте помнить, однако, что Иисус ломает предел «до семи раз» и продолжает – «до семидежды семи раз», что означает безгранично. Иисус не знает границ прощения.
Иисус не знает границ прощения…
Глядя на Священное Писание, мы понимаем, что сможем прощать только тогда, когда примем логику Божьей любви. Как же освоить её?
Богородица говорит нам: «Детки, Я ваша Матерь, и Я хочу открыть вам Бога любви и мира…» (25.12.1996). Бог есть любовь и мир, но возможно мы никогда не испытывали этого или это для нас только теория, не больше. Где и как мы можем встретить Бога любви и мира? Таинство исповеди является местом открытия милосердной любви Бога! Евхаристия (Иисус, Который отдает Себя нам) это место, где мы можем испытать милосердную любовь Бога. Само наше существование (осознание того, что мы есть) это возможность узнать Бога, Который любит нас.
Проверкой того, освоили мы милосердную любовь Бога, укоренилась ли Она в наших сердцах или осталась на поверхности — станет ситуация, когда кто-то причинит нам боль, когда мы совершим ошибку или другие не сделают того, что мы ожидаем от них… Проверка наступит тогда, когда в нашу жизнь придут трудности, когда нас встретят кресты, болезни, проблемы…
Порой (однако, не всегда) может случиться, что человек испытает Божью любовь только тогда, когда переживет настоящее падение (осознает, что он слаб и нуждается в Божьей помощи и прощении). Как младший сын из Евангельской притчи! (Лк. 15:11-32) Только тогда, когда он упал, когда удалился от своего отца, когда потерялся, он начал понимать отцовскую любовь.
Почему же не испытывают Божью любовь все люди, если каждый из нас слаб? Действительно, мы все слабы, только не все это знаем. И это было ключевой ошибкой старшего сына. Он не видел себя. Он остался закрытым в своих представлениях о том, насколько он хорош и насколько греховен его брат. Он был заперт в своей боли, горечи, ревности. Он не открыл любви своего отца и не испытал её. Трудно бывает прощать других, когда мы не видим самих себя.
Младший сын «пришел в себя»: он понял, какова любовь отца, когда покинул его. Он нашел только тогда, когда потерял. У апостола Петра было по-другому. Он «пришел в себя», находясь близко к Иисусу: «Уйди от меня, Господи, ибо я человек грешный». Он произнёс эти слова после того, как пережил чудо Иисуса. Старший сын, однако, не понимал любви своего отца, хотя находился рядом с ним. Порой может случиться и так: грешники (как Мария Магдалина, Закхей, мытарь Матфей и др.), которые были отчуждены от Бога, обретают его, а те, что находились «близко» — в храме и синагоге, не встретили Его.
Поэтому очень важно проверять себя, испытывать свое сердце. Нам могут помочь в этом вопросы: Как я смотрю на происходящее? Как я думаю о себе, о других…? Какие чувства во мне вызывают другие? Есть ли во мне негативные эмоции?
После того, как произойдёт «щелчок», зажжется «лампочка» и мы осознаем, как часто сами грешим, как в каждом из нас появляются негативные чувства по отношению к другим, — тогда всё увидится в ином свете, мы начнем размышлять и чувствовать по-другому. Когда мы уловим внутри себя чувство осуждения, негативных мыслей по отношению к ближнему, заметим, что критикуем, нервно реагируем, злимся, — мы начнем размышлять по-иному.
Божья любовь подобна солнцу – она свободна…
Когда я поверю, что Бог любит и прощает меня, что Он — милосердный Отец, я испытаю облегчение. Признавая милосердную любовь Бога, мы обретаем свободу, свободу от давления быть «совершенным», безошибочным, от того, что мы должны заслужить Божью любовь, и что другие также должны быть совершенными. Ни моя честность, ни мои добрые дела не являются условием Божьей любви. Бог любит меня не потому, что я хороший. Но Бог любит меня и тогда, когда я таковым не являюсь. Бог свободен! Бог просто любит. Иисус учит нас, что Божья любовь подобна солнцу – она свободна.
Когда я пойму это и переживу на собственном опыте, я начну жить по-другому. Это меняет мой способ мышления. Я больше не думаю: «я буду хорошим, я буду молиться, чтобы Бог изменил Свое мнение обо мне и начал любить меня и прощать…» С этого момента я размышляю: «Господи, я хочу быть лучше, хочу совершать добро, потому что я хочу продолжать Божью любовь! Потому что я хочу быть носителем Божьей любви другим! Потому что я хочу, чтобы все испытали любовь Божью. Особенно те, кто далек от этого!»
Только после опыта безусловной любви Бога мы можем принять новое правило: Как Бог мне, так и я тебе. Это вовсе не означает перестать быть людьми: слабыми и уязвимыми. Это означает, что отныне «…каждое оскорбление становится новой возможностью продемонстрировать силу прощения, всякое злое слово — поводом произнести доброе слово…» (Отец Славко Барбарич)
Любовь очищает и освобождает сердце и делает нас способными простить…
Любовь, божественная, безусловная является ключом к прощению! Это ответ на вопрос о том, как простить. Любовь очищает и освобождает сердце и делает нас способными простить. Все зависит от любви. Вспомним слова Божьей Матери: «Я хочу открыть вам Бога любви и мира». «Когда человек открывает бớльшую любовь, он становится способным простить все преступления, и любить тех, кто не любит его. Когда человек вдохновляется бớльшей любовью, то ничто не может остановить его на пути — ни недостаток любви, ни активная ненависть, а последствия в виде ран исчезают» (Отец Славко Барбарич).
Для тысяч паломников в Меджугорье опыт Божьего милосердия и прощения является одним из самых сильных когда-либо пережитых ими. «Я никогда не слышал,» свидетельствовал отец Славко Барбарич, «чтобы кто-то вернулся из Меджугорья с чувством страха от Бога. А многие говорили: «Только здесь я понял, что Бог есть любовь, милосердие и прощение». Многие из них снова полюбили Бога, Который является Отцом, Который заботится о благе Своих детей, которых с радостью ждёт и идет им навстречу».
По материалам лекции с 23-й международной встречи организаторов паломничеств…, Меджугорье, март 2016