«Мужчина оставляет отца и мать, чтобы соединиться со своей женой (Быт 2, 24) – эти слова Книги Бытия выражают свободный и осознанный выбор, который дает начало брачному союзу, делая сына семьи мужем, а дочь – женой».
(Посланием семьям, 8)
…обычно люди думают, что единство супругов — это прежде всего их телесное соединение, которое является условием завершения супружества. О супружестве говорится, что „consumatum est» тогда, когда совершается это физическое соединение. Истории разных супружеств однозначно подтверждают, что во многих случаях, несмотря на сексуальную близость, настоящего единства супругов не возникает. Тело — само по себе — не способно соединять людей.
Как часто мы наблюдаем, что связь между мужем и его матерью намного сильнее, чем между ним и супругой, и в семейных конфликтах нередко выигрывает мать, а не супруга. Материнская любовь очень «трудна», так как требует от матери самоотречения, жертвы собой ради счастья ребенка. Не дитя для матери, но мать для ребенка, который уходит в мир и вступает в свою жизнь. Обет любви мать дает не ребенку, но своему мужу, которому естественным образом благодарна за свое материнство.
…Единство — это плод творческих усилий обоих. Свободные, разумные люди решаются подарить друг другу себя и свою жизнь и все преодолевать вместе…
Жизненная практика убеждает, что часто в семьях возникают неправильные отношения – нарушается супружеская клятва, вследствие чего дети становятся социальными полусиротами. Молодая мама остается с ребенком или с детьми одна, при этом отец чаще всего уходит и образовывает новую семью. Когда брошенная мать остается с детьми одна, особенно если речь идет о единственном сыне, она одаривает сына такой любовью, которая зачастую носит эгоистический характер. Она относится к нему как к своей собственности, заботится о нем так, что ограничивает его свободу, и одновременно привязывает к себе – так, что мужчина в своем будущем супружеском союзе неосознанно ищет в своей супруге все то, что ему давала его мать. И когда он это не получает, то обвиняет жену в недостатке любви. Такая ситуация особенно опасна сразу после рождения первого ребенка. Естественно, что на первом этапе своей жизни дитя больше времени проводит с матерью чем с отцом. Молодой супруг, как правило, еще не готов быть отцом, ему кажется что супруга о нем забывает, поэтому нередко он возвращается к матери. И мать, которую муж оставил и у которой есть только этот сын, отдает ему всю свою нежность и симпатию. Зачастую она относится к ребенку как к своей собственности и не оставляет пространства для супруги.
…После рождения первого ребенка молодые родители, у которых еще нет квартиры, нередко делают эту принципиальную ошибку. А именно — супруга с маленьким ребенком возвращается к своей маме, потому что мать ей поможет с заботами о малыше, а супруг — возвращается к своей, потому что ему кажется, что таким образом он облегчит ситуацию своей супруге, которая не должна, например, готовить для него! Ведь его мама приготовит для сына такой вкусный обед, который молодая жена не сможет приготовить. Это отношения, которые напрямую ведут к разводу. Они «не оставили» отца и мать, и между ними не возникло настоящего единства.
Единство двоих не может возникнуть спонтанно, автоматически — только потому, что они решились пожениться и соединяются телесно. Единство — это плод творческих усилий обоих. Свободные, разумные люди решаются подарить друг другу себя и свою жизнь и все преодолевать вместе. Это нелегко, потому что это путь очищения от эгоизма, на котором недостаточно только усилия воли, нужна и помощь благодати. Именно поэтому брак — это таинство, завет с Богом, чья благодать делает обоих способными к такому единству… «Единство требует и жертв!»
Размышления взяты из книги:
Семьям, Чтобы были сильными в Боге…,
Ванда Полтавска (SALI-FOTO, 2010).