После того, как слово Божие прочитано и выслушано, следует, как правило, его толкование, которое предлагает священник или кто-то из верующих, имеющий для этого образование и принятый Церковью. Ответ народа содержится в молитве Верую… и в прошениях верных. Когда Бог говорит, Он заново созидает и обновляет сердце человека. Слово Божие сеется, как семя, падает на почву и стремится принести плод – в изобилии.
Поэтому после провозглашения слова Божиего верующие встают и произносят Символ веры, тем самым признавая, что принимают слово и доверяют Богу, который только что его произнес. Латинское слово credo означает отдать сердце, открыться и довериться. По сути, это значит, что я решаюсь двигаться дальше по жизни вместе со своим Богом, что Он вновь обретает центральное место в моей жизни. В то же время это подразумевает обещание сотрудничества с Богом, с тем, кто — Творец и Искупитель, кто освящает Святым Духом и через смерть ведет в жизнь, кто прощает грех и создает вместе со Своими последователями новый союз, который не разрушит даже смерть, кто однажды произнесет Свой суд и вознаградит одних, введя их в Свое вечное Царство, но и осудит тех, кто сделал выбор против Него, кто решился навсегда уйти в вечную обособленность от Него, которая называется ад, место страдания.
Это Бог, в которого мы верим, который говорит к нам и к которому мы обращается затем со своими молитвами. Так община верующих после провозглашения слова и исповедания веры продолжает молиться, благодарить, благословлять. Обычно от имени всей общины священник или тот, кто ведет мессу, произносит молитву, а община подтверждает ее возгласами: Господи, услышь нас!, либо другими подобными возгласами.
Что касается меджугорских посланий и наставлений, Богородица попросила, чтобы прежде всего мы произносили Верую… и семь Отче наш. В начале каждой встречи сперва устанавливается доверие как основа того, что будет происходить дальше. Каждый день произносить Верую… значит упражняться в осознании своей принадлежности Богу. Число же семь при этом означает полноту.
Молитва. Отче, я верую в Тебя. Приношу Тебе мое сердце. Будь Господином и Богом моей жизни и труда, моих мыслей и моих слов. С этого момента хочу непрестанно быть с Тобой и непрестанно с Тобой соработничать. Благодарю Тебя, что Ты сотворил, искупил, освятил меня и что откроешь мне врата Своего Царства. Принимаю все и прошу, чтобы я был способен исполнить все согласно Твоей святой воле. Аминь.
С дарами – самим становиться даром
Тот, кто отдал свое сердце Богу, принадлежит Ему, и Бог – Господин его жизни. Особенно явным все это становится в принесении даров. В знак признания и благодарности мы приносим Богу дары хлеба и вина, которые, по сути, — знак нашего труда и страданий, нашей надежды и любви, нашего соработничества с Богом. Эти дары представляют нас самих. Как любой дар, эти дары представляют тех, кто приносит их, кто тем самым выражает свою преданность, свою дружбу, свою готовность вновь принести все в дар Тому, кто дарит все. Их приносят не потому, что Дарующий в чем-то нуждается, но потому, что это не может оставаться без признательности и признания. Бог же возвращает нам по-своему, по-Божиему. Наши дары, простые, но подлинные проявления нашей жизни, становятся дарами Божиими, потому что силой Божиего слова хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христовыми. Какой удивительный обмен дарами! Но Бог не позволяет превзойти Себя в дарах. Мы приносим немного хлеба и вина, плоды своих рук и своего соработничества с Богом, Бог же дарит нам в этих дарах самого себя. Он становится нашей пищей.
Поэтому важно замечать этот обмен и участвовать в нем с сердцем и любовью. Это принесение даров – момент, когда вместе с хлебом и вином мы полагаем и свою жизнь, все свое страдание, болезни и трудности, семью и этот мир. Это момент нашего принесения себя и нашего согласия со Христом, который в каждой мессе вновь отдает свою жизнь за нас.
Так вместе со своими дарами мы сами становимся даром, чтобы потом, во время совершения евхаристии, суметь принять Божий дар. Этот говорит о том, как важно готовиться к мессе. Это время нашей встречи с Богом, нашего отдания себя, нашего выбора в пользу Бога. Это моменты нашего исцеления.
Но как далеки многие христиане от участия в литургической жертве по-настоящему! Они просто стоят в стороне, не включаясь, остаются равнодушными наблюдателями – а потому не воспринимают мессу как что-то происходящее с ними, а значит, не воспринимают ее во всей полноте. Поэтому мессу, бывает, пропускают. Они неспособны принять ее как одну из обязанностей.
Сквозь всю символику, знаки и способы участия в мессе следовало бы всегда вновь и вновь переживать это взаимное дарение. Тот, кто дарит себя и принимает нечто как дар, делается как будто шире. Через это человек становится счастливее и удовлетвореннее. Становится человеком мира. Тот, кто не служит даром ни себе, ни другому и ни от кого не принимает дара, — человек несчастный, потому что он обособлен. Быть способным дарить себя и принимать дар – для человека это путь к миру. Только любовь делает человека способным быть тем, кто принимает дар и тем, кто его дарит.
Поэтому Божие отдание себя в дар для всех нас – глубокая школа жизни, которую нужно хорошо изучить, чтобы суметь стать людьми мира. Это дарение себя – позитивная школа, в которой учатся любви, а преодолевают эгоизм, гордыню и жадность. Это школа, где учатся быть хлебом для других.
Погрузиться душой и сердцем в эти моменты и содержание значит переживать мессу должным образом и так, как благотворно для нас. Это Божия педагогика. Она дарит себя нам, чтобы сделать нас богаче, и своим дарением открывает и нам путь дарения. Это школа «активного обучения», где примеры из жизни – лучшие. Поэтому это лучший способ обучения.
Молитва. Боже, Ты, что даришь все и создал все, будь благословен и славен во всем, что даровал нам. Особенно благословляем Тебя за хлеб и вино, которые мы приносим Тебе сейчас в дар. Будь благословен, что принимаешь нас с этими дарами такими, какие мы есть, чтобы затем преобразить нас так, как преобразишь сейчас наши дары в Божественные дары Тела и Крови Твоего Сына Иисуса Христа. Будь благословен и прими наши дары, чтобы мы были с Тобой едины, а также едины и со своими братьями и сестрами, чтобы мы были хлебом Тебе в дар, чтобы мы были способны как братья и сестры делить между собой хлеб, который Ты даешь. Отними от нас все, что мешает этом дарению, и пусть радость единства умножается и возрастает. Аминь.