Чтобы развивать в себе отношение благодарности к Богу и людям, необходимо решиться на пост. С помощью поста начинается и затем продолжается процесс очищения, а с чистым сердцем и душой легче понимать и признавать других людей — и быть благодарными за это.
Когда человек обретает внутреннюю свободу, он становится способным делать добро и делиться с другими своими материальными благами, поскольку начинает лучше видеть, чем именно он располагает, и различать, что из этого ему действительно необходимо, а что он может отдать другим. Поэтому от тех, кто постится, естественно ожидать дел милосердия. Дела милосердия – это плод поста и молитвы, и в этом смысле не могут, как иногда думают, стать заменой посту и молитве. Когда пророк говорит о посте, неугодном Богу, он осуждает эгоистичное отношение к другим. Так, Исайя говорит:
«Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя» (Ис. 58:6-8).
Таким образом, под благодарностью понимается не только произнесение слова «спасибо», но корректное отношение человека к себе как творению, к своим дарованиям, к Богу как дарителю, к другим людям и материальному миру.
Если посмотреть, как воспринимает благодарность Иисус, мы увидим, что вся Его жизнь – благодарению Отцу.
«На Вечере и на Кресте Иисус являет то, что вдохновляло всю Его жизнь и Его смерть: благодарение из глубины Своего сыновнего сердца. Чтобы совершенно прославить Отца, нужны были страдания Иисуса и смерть (см Ин 17:1), однако и вся Его жизнь – благодарение, которое иногда находило явное и открытое выражение, чтобы привлечь людей, дабы они уверовали, и вместе с ними воздавать благодарение Богу» (см. Ин. 11:42) 19).
Поэтому благодарный человек становится человеком молитвы – в таком смысле можно понять и призыв к постоянной благодарности или постоянной молитве. Для св. апостола Павла христианская жизнь – это благодарение (см. Рим. 1:8, 1 Сол. 3:9 и др.).
Состояние благодарности на земле переходит в вечную благодарность на небесах. Я никогда не забуду свидетельство об этом одной из визионерок. Когда она рассказывала о том, как Богородица показала ей рай, ее спросили: «А чем в раю занимаются?» Она ответила: «В раю благодарят, и для этой благодарности нам понадобится вся вечность, когда мы увидим все, что Бог сделал для нас!»
Рисунок: Дина Абеле