Священное Писание Ветхого и Нового Заветов содержит множество молитвенных текстов, в которых святые авторы изливают свою глубокую тоску о Боге, о мире, радости, свете, истине, любви и обо всем, что исходит от Господа. Достаточно вспомнить псалом 63, чтобы почувствовать, в чем суть молитвы и ее первое и основное условие. Так, псалмопевец молится: «Боже! Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я; Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя в земле пустой, иссохшей и безводной […]. К Тебе прилепилась душа моя; десница Твоя поддерживает меня».
Тот, кто жаждет Бога, сумеет найти время для молитвы, будет искать своего Создателя и найдет Его. Там же, где этой жажды нет, не будет ни молитвы, ни радостного ожидания Бога и встречи с Ним. А в псалме 42 псалмопевец выражает свою глубинную тоску по Богу очень просто, сравнивая свою душу и сердце с оленем, стремящимся к потокам воды:
«Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: когда приду и явлюсь пред лицо Божие! Следы мои были для меня хлебом день и ночь, когда говорили мне всякий день: «где Бог твой?». Вспоминая об этом, изливаю душу мою, потому что я ходил в многолюдстве, вступал с ними в дом Божий со гласом радости и славословия празднующего сонма».
Возникает вопрос: как оживить и постоянно поддерживать в себе это устремление, которое движет душу к Богу, как жажда движет лань к потокам вод? И вновь ответ в посте и молитве. У того, кто постится и молится, душа изо дня в день будет становиться все свободнее, искать в этой свободе Бога, и никогда не остановится.
В заповедях блаженств Иисус возвещает: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство небесное… Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся… Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мт 5: 3, 6, 8). Речь здесь об одном и том же: нищие духом – это те, кто знает, что богатыми их не сделает ничто, кроме Бога, а потому они будут искать Его, и Царство будет принадлежать им. Алчущие и жаждущие – те, кто не позволяет жажду небесного подменить земным хлебом и земным питьем. И они же — те, кто чист сердцем, потому что знают, что́ именно нужнее всего, и потому не дадут себя ослепить ничему в этом мире.
Тоска о Боге, которая становится острее во время поста и молитвы, — один из критериев нашей практики христианской молитвы и поста. Сердце делается чище, видит лучше, больше раскрывается духовным ценностям и не позволяет себе задерживаться ни на чем в этом мире. Это тот аспект поста, который направляет верующего к небесной трапезе, придавая тем самым посту эсхатологическое значение, делая человека способным бодрствовать и ждать, искать и находить, начинать заново и не уставать. По существу, это и есть любовь. Суть любви в том, что тот, кто любит, всегда одновременно и близок и далек от того, кого любит. Всегда близок, потому что любит. Даже пространственная и физическая удаленность этому нисколько не препятствует. В то же время любящий всегда чувствует себя вдалеке, и поэтому начинает вновь искать возлюбленного.
В таком ключе легко понять духовные проблемы современного человека, чье сердце нередко обращается к земным желаниям и останавливается на пути к Богу. Это – самый большой обман, который может произойти с человеком. Однако постом и молитвой эту ловушку легко открыть и преодолеть и тогда сердце человека и его душа на этом земном пути остаются всегда обращенными к тому, о ком человек знает, что Он любит его безмерно, а это – единственно Бог. Это – тайна всех святых и всех мистиков. Они были неустанны в поисках Бога, с готовностью оставляли все, чтобы иметь возможность следовать за своим устремлением к Богу и исполнить его, и найти его окончательное осуществление в вечности.
Поэтому легко увидеть, что там, где нет поста и молитвы, под угрозой оказывается само устремление к Богу, а тогда опять возникает вопрос молитвы и поста. Мария призывает нас к посту и молитве, чтобы наше сердце было всегда свободно и непрестанно искало Бога.