Дорогие братья и сестры,
в этот раз я буду говорить по-французски. Простите меня, что я пока не освоил прекрасный хорватский язык.
Мы собрались у алтаря в пятое воскресенье Великого поста. До Пасхи остается две недели. Через неделю будет Пальмовое воскресенье, а через две недели, в конце Великой седмицы, мы будем праздновать самый большой христианский праздник — праздник Воскресения. Сегодняшние библейские чтения говорят как раз о Воскресении. Они приводят нам три перспективы, три взгляда на Воскресение. Первый взгляд, первая перспектива – историческая. Мы знаем, что Иисус Христос, Сын Божий и Сын Человеческий жил на этой земле, в Палестине, на Святой земле. Мы знаем, что Его приход предвозвещали, о Нем пророчествовали пророки, такие, как пророк Иезекииль, которого мы сегодня читаем. Он передает нам Божии слова: «Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших» (Иезекииль 37:12). И еще раз повторяет «Открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших…» (Иезекииль 37:13). Это пророчество Иезекииля, в котором он уже видит приход Мессии. Мы знаем, что Иисус умер и воскрес. И в этом основание нашей веры. Без этого события Воскресения наша вера была бы тщетной.
Другая точка зрения – литургическая, это путь Великого поста. Сорок дней мы молились и будем молиться и дальше. Мы постились, и также будем продолжать. Мы становились щедрее к другим и будем делать это и дальше. Этот духовный опыт Великого поста хорошо вам знаком здесь.
В то же время этот литургический путь готовит нас к третьей перспективе, третьему взгляду. Это перспектива нашей жизни — жизни каждого из нас. Мы живем для воскресения. Мы идем к воскресению. Мы проходим через смерть, чтобы воскреснуть. Конечная цель нашей земной жизни – воскресение. На этом пути нужно воскреснуть, в ожидании этой окончательной перспективы. А частичное воскресение – это наше обращение. Иисус говорит и повторяет, что есть смерть тела, но также Он говорит и о смерти души, и смерть души для нас намного более опасная, серьезная угроза, потому что можно умереть навечно. Поэтому, когда мы обращаемся, то мы поворачиваемся к Богу, который есть источник жизни, источник вечной жизни, а также к любви, потому что Бог есть любовь. Любовь дает нам жизнь. Милосердная любовь дает нам внутренний мир, и она же дает нам радость жизни.
Однако есть два условия. Первое – это вера. Прежде чем совершить чудеса, Иисус спрашивал о вере. «Веруешь ли, что Я могу это сделать?» «Да, Господи, верую! Твердо верую!» И тогда эта вера открывает наши сердца к обращению, это открытие через таинство милосердия – через таинство исповеди, когда наше сердце открывается, очищается и исполняется Духа Святого и всей Троицы. Христос подтверждает это нам, когда говорит в Книге Откровения, что стоит у дверей нашего сердца и стучит. И если Пресвятая Троица вселяется в нас, мы становимся храмом Божиим, Божиим святилищем.
Сейчас я хотел бы вернуться к исторической перспективе. В следующие несколько дней мы будем читать в Евангелии о том, что сеть, которую бросили враги Христа, все больше и больше стягивается, угрожая Иисусу все более и более. И Он знает, понимает это. Он знает то, чего не знают Его апостолы и ученики. Однако есть некто, кто следует за Ним на этом Страстном пути. Это Его Матерь, Пресвятая Дева Мария. Она рядом, Она страдает с Ним, Она чувствует беспомощность. Святой Иоанн Павел II говорил о Ее такой нелегкой вере. Мы часто называем Ее Богоматерью Семи Скорбей. Всю жизнь Ее сопровождали страдание и боль. И сейчас Ее страдание, Ее мука растут вместе со страданием Христа, и так будет до самого креста. Когда мы читаем молитвы Крестного пути, на четвертой остановке мы видим, как Мария встречает Своего Сына. Евангелие говорит о том, что Она была очевидцем, свидетелем Его страшной смерти на кресте. Она приняла на Свои руки истерзанное Тело Своего Сына. А христианское предание говорит о том, что Она первая, еще прежде Марии Магдалины, встретила воскресшего Иисуса.
И в перспективе жизни каждого из нас, в перспективе воскресения — Она здесь! Она сопровождает нас, следует за нами, Она соучаствует в наших страданиях и в нашей муке, если мы проживаем их в Божией перспективе. Она хочет спасти нас, привести нас к обращению. Нам надо ощутить Ее духовное присутствие.
Ее называют, особенно здесь, — Царицей мира. В литаниях Пресвятой Деве Марии, мы где-то двенадцать раз называем Ее Царицей. Призвание Ее как Царицы мира стоит в самом конце. Мария – Царица. В Славных тайных мы размышляем о короновании Ее Царицей неба и земли. Она участвует в царствовании Своего Сына как Творца неба и земли. И это царствование вселенское. Она повсюду, и повсюду позволено Ее почитать. Потому мы благодарим Ее за Ее постоянное присутствие рядом с каждым из нас
Царица мира – это плод обращения. Она приносит мир в наше сердце, и через это мы становимся людьми мира, особенно в своей семье, в своем обществе, в своей стране. Мир во всем мире находится в опасности. Святой отец, Папа Франциск говорит, что третья мировая война отчасти уже тут, и худшие из всех войн – это гражданские войны, которые ведутся между жителями одной и той же страны.
Дорогие братья и сестры, я двадцать один год прожил в Руанде, в Африке. В 1982 г. там являлась Пресвятая Дева Мария и предсказала руандский геноцид, примерно за десять лет до событий. Тогда никто не понял этого послания. В том геноциде были убиты около миллиона человек в течение трех месяцев. Явления Пресвятой Девы Марии в Руанде уже признаны. Там Она представилась Матерью слова, Матерью Вечного Слова.
И Ее почитание, которое так сильно здесь, чрезвычайно важно и необходимо всему миру. Мы молимся о мире, потому что деструктивные силы сейчас безмерны. Все время растет торговля оружием. Между людьми, в семьях, в обществах множатся конфликты. Мы нуждаемся во вмешательстве Неба. А присутствие Пресвятой Девы Марии – это и есть такое вмешательство. Это Божия инициатива.
И потому как специальный посланник Папы я хочу поддержать и ободрить вас. Распространяйте мир по всему миру через обращение сердца.
Самое большое чудо Меджугорья – это здешние исповедальни, таинство прощения и милосердия. Это таинство воскресения. Благодарю всех священников, который приезжают сюда исповедовать, как сегодня, когда народу служили пятьдесят священников. Я много лет работал в западных странах, в Бельгии, во Франции, и могу сказать вас, что исповеди больше нет, что индивидуальной исповеди больше не существует, за исключением отдельных мест. Мир становится суше, сердца людей закрываются, зло становится сильнее, умножаются конфликты. Будем же апостолами радостной вести обращения и мира в этом мире.
Здесь я услышал слова о том, что неверующие – это те, кто не почувствовал на себе Божией любви, потому что тот, кого коснутся Божия любовь и милосердие, не может им противиться, ибо они неотразимы. И вот, мы свидетели того, что спасает жизнь. Мы свидетели того, что спасает мир.
Братья-францисканцы сказали мне, что сюда приезжают паломники из восьмидесяти стран. Это значит, что этот призыв распространился до концов земли, как и говорил Христос, когда посылал Своих апостолов. И вы — свидетели Христовой любви, любви Его Матери и любви Церкви.
Да укрепит и благословит вас Бог. Аминь.