Cв.Франциск своей жизнью, прожитой по Евангелию, вдохновил многих людей, особенно молодых – не только из числа католиков, но и тех, кто принадлежит к другим христианским общинам, следовать его примеру. Даже нехристиане воспринимают его как человека, который вдохновляет и поддерживает их. А христианская традиция называет его человеком, который за время своей жизни сделался наиболее подобным Христу. Такое отношение обусловлено не только тем, что 17 сентября 1225 г. в Ла Верни св. Франциск обрел раны Христовы на своем теле, но и всем образом его жизни и отношением к людям, природе и Богу. Его Песнь творения – это выдающееся проявление его любви к творению и Богу — Творцу всего сущего.
Поэтому Франциск своей жизнью вдохновляет людей, а своим примером побуждает и призывает к перемене жизни, согласно старому правилу, которое гласит, что святые находятся здесь не только для того, чтобы ими восхищались, но чтобы им следовали. Они – наши заступники, но также и конкретный пример последовать за ними.
Конечно, намного легче оставаться в восхищении, чем следовать. Однако даже св. Франциск стал, тем, кем он стал, не без серьезных усилий: он молился и постился. Франциск много молился — его называли «сама молитва», но так же много он и постился. В Правиле, утвержденного буллой, в третьей главе он пишет:
«И пусть постятся от праздника всех Святых до рождества Господня. Кто добровольно постится в святой сорокодневный пост, сорок дней подряд, начиная от Богоявления, в дни, которые сам Господь посвятил своему святому посту (сравн. Мф 4:2), те да будут благословенны Господом, но и тех, кто не постится в этот пост, не следует принуждать. Однако во время другого сорокодневного поста, до Пасхи, пусть постятся. В другое же время воздерживаться не следует, кроме пятниц».
Помимо этих трех сорокодневных постов известно, что св. Франциск соблюдал еще одну четыредесятницу – перед праздником св. Архангела Михаила 29 сентября. Во время одного такого поста в Ла Верни он и сподобился Христовых ран и стал тем самым совершенно подобен Христу. В Правиле, неутвержденном буллой, в главе третьей он пишет: «Также пусть все братья постятся от праздника Всех Святых до Рождества и от Богоявления, когда Господь наш Иисус Христос начал поститься, до Пасхи». Как видно, в Неутвержденном правиле, сорокодневный пост от Богоявления не оставляется на добровольное усмотрение братии, в отличие от Утвержденного правила.
Те, кого вдохновляет пример св. Франциска и кто не желает лишь оставаться в восхищении, начинают больше молиться и поститься, потому что с помощью поста и молитвы человек открывается благодати Божией и продолжает приобщаться ко Христу. Постом и молитвой обретается внутренняя свобода — а только в свободе мы можем возрастать в любви и открывать красоту жизни и Божьего творения. Только тогда становится возможным прощать и переносить даже тяготы с радостью и любовью, называть смерть «своей сестрой» и ожидать встречи с ней. Отношение Франциска к природе особенно вдохновляет в наше время, когда мы стали свидетелями тому, в какой опасности она оказалась, и когда возникает все больше экологических движений в защиту природы для того, чтобы спасти окружающую человека среду, а тем самым и самого человека. А когда мы заботимся о творении, то через это проявляем любовь и уважение к Творцу.