В библейском повествовании пост связан с призывом к молитве и обращению. Постились, например, пророки перед принятием пророческого служения и особыми возвещениями народу; постились отдельные люди в различных жизненных ситуациях радости, благодарности, скорби и осознания своей греховности; постился и весь народ в тех случаях, когда готовился к праздникам, чтобы обрести избавление от бедствий, или, если уже оказался в бедственном положении, чтобы из него выйти.
Здесь я привожу несколько подобранных по темам текстов о посте и связанных с ним обстоятельствах, так, как они описаны в Ветхом и Новом Заветах.
Ветхий Завет
4.1 Пост и видения
«И сказал Господь Моисею: напиши себе слова сии, ибо в сих словах Я заключаю завет с тобою и с Израилем. И пробыл там Моисей у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал на скрижалях слова завета, десятисловие»
(Книга Исход 34:27,28).
«Когда я взошел на гору, чтобы принять скрижали каменные, скрижали завета, который поставил Господь с вами, и пробыл на горе сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил, и дал мне Господь две скрижали каменные, написанные перстом Божиим, а на них все слова, которые изрек вам Господь на горе из среды огня в день собрания. По окончании же сорока дней и сорока ночей дал мне Господь две скрижали каменные, скрижали завета…»
(Книга Второзаконие 9:9-11).
«В третий год Кира, царя Персидского, было откровение Даниилу, который назывался именем Валтасара; и истинно было это откровение и великой силы. Он понял это откровение и уразумел это видение. В эти дни я, Даниил, был в сетовании три седмицы дней. Вкусного хлеба я не ел; мясо и вино не входило в уста мои, и мастями я не умащал себя до исполнения трех седмиц дней. А в двадцать четвертый день первого месяца был я на берегу большой реки Тигра, и поднял глаза мои, и увидел: вот один муж, облеченный в льняную одежду, и чресла его опоясаны золотом из Уфаза. Тело его — как топаз, лице его — как вид молнии; очи его — как горящие светильники, руки его и ноги его по виду — как блестящая медь, и глас речей его — как голос множества людей. И только один я, Даниил, видел это видение, а бывшие со мною люди не видели этого видения; но сильный страх напал на них и они убежали, чтобы скрыться. И остался я один и смотрел на это великое видение, но во мне не осталось крепости, и вид лица моего чрезвычайно изменился, не стало во мне бодрости»
(Даниил 10:1-8).