ОПЫТ ПОСТА
2.2 Свидетельство одной монахини (продолжение….)
— Ты говорила также о том, как менялось твое отношение к другим.
Многое в нем переменилось. Словами это невозможно выразить. Мне бы очень хотелось передать радость и опыт знания Бога всем, невзирая на то, что они обо мне подумают. Каждый раз, когда мне приходится говорить, я чувствую какой-то риск, но не боюсь. На самом деле, через опыт любви к другим я ощутила, прежде всего, свои слабости. Все становится видимым. И когда я вижу в себе какую-то слабость, которую критиковала в другом, мне легче этого человека простить и продолжать любить. Поэтому я не могу осуждать других и любую слабость понимаю. Всё это благодати, которые я приобретаю постом.
— В общинах сейчас не постятся. Как в твоей общине отнеслись к твоим постам?
Поначалу были трудности и сопротивление, потому что думали, будто из-за поста со мной что-то случится или я заболею, однако у меня хватило сил остаться на своем пути, верной Богородице. Я убеждена, что это Божье желание и что Богородица не просила бы чего-то невозможного. Тем не менее, надо быть благоразумными. Необходимо употреблять достаточно жидкости. Мой опыт показывает, что я каким-то образом защищена и что поститься совсем не опасно. Во время поста появляется какая-то легкость тела, и я могу как молиться, так и работать намного больше, становлюсь выносливей. Преданностью Богу в постные дни я преодолеваю всё. День поста для меня — это всегда день молитвы и поклонения Пресвятым Дарам, и в определенном смысле, это стало для меня жизнью. Когда я не пощусь, то ощущаю в теле тяжесть, не могу двигаться дальше, устаю.
— Ты открыла для себя хлеб, а был ли у тебя какой-то опыт с водой?
Действительно, я долго делала акцент на хлебе и все глубже осознавала — почему хлеб. Затем у меня возникли мысли и о воде — и было это в праздник Богоявления. Я ощутила глубокое стремление быть христианкой и идти вглубь христианства, глядя на то, как жили первые христиане: как были тверды в вере и выдерживали все, потому что вглядывались во Христа. И я стала у них учиться. Мне даровано — и это все время повторяется, — что, когда я пью воду во время поста, то гляжу перед собой на крещение Господне и воду, которой Он крестится. Эта вода освященная. Каждый раз, когда я пью воду, во мне возникает молитва из псалма: «Омой меня, Господи, от беззакония моего, и от греха моего очисти меня». Опыт с хлебом также становится глубже, и когда бы я ни ломала хлеб, в моем сердце возникают слова: «Мой Бог – хлеб, преломляющий и дарующий себя». Так дни поста становятся непрестанной молитвой!
Не могу забыть тот опыт, когда я почувствовала, что эта капелька воды, которую священник вливает в чашу, смешивая ее с вином, – нечто особенное. Для меня она — и вызов, и призыв, чтобы и я делалась такой маленькой и чистой, как эта капелька. С того момента я еще сильнее рвусь к чистоте и очищению, а сердце повторяет: «Омой меня, очисти, окропи меня!»
— Что еще ты хотела бы посоветовать монашествующим?
— Просто быть христианами, чтобы по нам можно было узнать, что мы христиане. Мы все нуждаемся в чистоте, весь народ, в том, чтобы очиститься от сквернословия, наркотиков, споров и ссор, взаимного осуждения. При таких взаимоотношениях по нам не видно, что мы христиане. Я стремлюсь, чтобы мы возобновили пост, чтобы почувствовали Бога. Это возможно. Бог нас постоянно желает делать чище. Мы можем жить, как первые христиане. Нам, посвященным Богу, следует быть знаками любви и мира среди посвященного народа, чтобы, тем самым, еще больше служить народу во славу Божию. Мы постимся и молимся, чтобы не оказаться в искушении, будто живем только для себя, — но мы живем для других. Обещаю всем, что включу их в свои посты и молитвы, и надеюсь, что Господь сделает нас способными к тому, чтобы свидетельствовать Его евхаристическую любовь и распространять вокруг мир.